Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Язычник Пилат – единственный человек, который, помимо Господа Иисуса и Марии Девы, поименно упоминается в Символе Веры. «Верую в Господа Иисуса (…) распятого за нас при Понтии Пилате», - звучит Исповедание. Это упоминание Пилата стоит в главном вероучительном документе раннего христианства наряду с ключевыми догматами веры.
При этом, Пилат был упомянут в Символе вовсе не для обозначения хронологии события Распятия. В противном случае Древние Отцы ввели бы в текст Императора Тиберия (ум.37), в правление которого был распят Иисус.
«Сенат и народ Рима» осудили Иисуса на смерть через распятие, а конкретным историческим лицом, вынесшим это решение, был Пилат. Историческая истина о том, что именно Пилат распял Иисуса на Кресте по приговору римского суда, была чрезвычайно важна для ранней Церкви.
Итак, говоря о Пилате словами Символа, ранняя христианская община указывала на того конкретного исторического персонажа, по приказу которого Господь Иисус был распят. Парадоксально, но упоминание Пилата в Символе Веры означало пророческое предвидение раннего христианства о том, что отныне и до окончания истории, Церковь всегда будет предстоять, противостоять или вести диалог с ‘Империей’. Слова о Пилате в Символе – это указание на непреложное вселенское и всемирно-политическое призвание христианства.
В Великую Пятницу в Евангельских Чтениях имя Понтия Пилата звучит особенно часто. При этом, важно помнить, что Церковь и человечество прошли весьма долгий путь, прежде чем понять, кем же Пилат был на самом деле. Ведь даже в словах Евангелия как бы присутствует некоторая неясность. А в последних главах Евангелия от Иоанна, как кажется, вообще прослеживается очевидное стремление Евангелиста оправдать римского правителя палестинской области Понтия Пилата и перенести вину за Распятие Иисуса на сам иудейский народ.
Кто же он? Кем был Пилат? Кто этот человек, которого церковно-славянские тексты богослужения по нелепой ошибке переводчика или переписчика именуют «понтийским», бессмысленно переиначивая его имя «Понтий», и оставляя ему лишь прозвище «Пилат» (дословно: дротик), которым пользуется и мы, и само Евангелие?
Ранняя Церковь склонна была полагать, что Пилат действительно хотел спасти Иисуса. Так, существовало предание о том, что впоследствии Пилат раскаялся в содеянном, произнес исповедание своей веры во Иисуса и был за это мученически убит Императором Тиберием. Пилат упоминается среди святых в древних месяцесловах Эфиопской Церкви, а его жена, по преданию, святая Клавдия (+81), почитается в Церкви Православной как мученица. Наконец, Великий учитель Древней Церкви Тертуллиан (220/240) в одном из своих произведений утверждал, что умывание рук Пилатом – «прообраз крещения»!
На деле же сам Пилат устранился даже от прямой своей обязанности по вынесению суда. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы», - говорит Евангелие (Мф.27,24). Так, Пилат как бы предоставивший право принятия решения о судьбе Иисуса самому народу, одновременно, именующий Его ‘Праведником’, и произносящий неправедный приговор о его смерти на Кресте, приобретал все новые и новые, ждущие своего осмысления черты. Удивительно, но Церковь прожила на этой земле две тысячи лет, прежде чем, наконец-то, пришла к пониманию того, что Пилат был тем, кем он и был: циником, боязливым и предателем из слов Апокалипсиса (Апок.21,8), отдавшим на мучительную казнь Господа Иисуса Христа.