Publications

СВЯТАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

14 апреля Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В отличие от переходящего празднование Марии на пятой неделе Великого Поста и в пятое великопостное воскресенье, это неизменяемая дата, личный смиренный день ее памяти. Житие Марии Египетской отражает определенную эпоху, ее настроения, содержит в идеалы, представления и убеждения. Точное время ее жизни неизвестно, существуют лишь возможные датировки. Очевидно, что Мария жила в эпоху после легализации христианства, появления в Церкви монашеской покаянной дисциплины и до появления ислама. 14 апреля соответствует 1 апреля по юлианскому календарю. Образ святой Марии – улыбка Бога всем тем, кто ошибается на земле, заверение, что покаяние и исправление во Христе всегда возможно.

о. Августин Соколовски

Начало прославления Марии как святой связано с почитанием в Палестине гробницы некой палестинской отшельницы с таким именем. В «Житии преподобного Кириака Отшельника» Кирилл Скифопольский (524–558) упоминает об этом, ссылаясь на своего собеседника авву Иоанна, а также приводит некоторые подробности её жизни. Традиция приписывает составление известного нам текста жития Марии святому Софронию Иерусалимскому (560–638). Он был великим богословам и свидетелем последних десятилетий христианского прошлого Святой Земли, пережившим арабское завоевание Палестины. Текст представляет собой своего рода словесную икону женской покаянной монашеской святости Золотого века Святых Отцов, своего рода подведение итогов. Его гениальность заключается в том, что он содержит так мало исторических деталей, что может восприниматься в любую эпоху как современный. Для понимания биографии Марии, представленной в этом тексте, важно по возможности отойти от легендарных и агиографических аспектов и сосредоточиться на тех немногих деталях, которые можно отнести к её биографии и истории.

Согласно агиографу, Мария покинула дом в возрасте 12 лет. В Римской империи двенадцать лет считались возрастом совершеннолетия для девочек, когда становилось возможным заключать договоры и выходить замуж. Мария поселилась в Александрии и прожила там 17 лет. Александрия, главный город Египта, была крупнейшим мегаполисом в восточной части Римской империи и имела население более 300 000 человек. Для тех времен такое население было невероятно большим. По собственному признанию, с ранней юности Мария «имела ненасытное желание и неукротимую страсть». Средневековое христианское представление называло её блудницей. Французы предпочитали называть Марию куртизанкой. В современном понимании она была нимфоманкой. То есть её невероятно привлекали сношения с мужчинами. Она сама свидетельствует об этом в тексте. Она не была богата; более того, деньги как таковые её не интересовали. Интересная деталь из той же биографии гласит, что Мария «часто занималась льняным прядением или даже жила на милостыню».

В возрасте 29 лет Мария совершила паломничество в Иерусалим. Позже она признавалась, что предприняла это путешествие на корабле из Александрии в Иерусалим не из религиозных побуждений, а ради развлечения. «Я хотела поехать, чтобы иметь больше любовников и удовлетворить свою страсть». Среди паломников было много молодых людей. Это паломничество должно было состояться осенью и совпасть с праздником Воздвижения Креста Господня. В Иерусалиме Мария не смогла войти в церковь. «Храм не принял меня, несчастную. Словно там был размещен отряд солдат (...), так что какая-то могущественная сила удерживала меня». В притворе храма Мария обратилась к Пресвятой Богородице перед Ее образом. «Если, как я слышала, Бог стал человеком, рожденным от Тебя, чтобы призвать грешников к покаянию, то впусти меня». Это «если», словно случайно сохранившееся в тексте агиографии, весьма интересно. Ведь молитвы, даже молитвы грешников, подобно заповедям, не содержат вежливых формул, а всегда выражаются в повелительном наклонении. Скорее всего, Мария знала о христианстве и раньше, но на практике не была верующей.

Подобно тому, как прежде она была готова на всё, чтобы удовлетворить своё желание, Мария поклялась не возвращаться к прежней жизни, лишь бы Богородица позволила ей войти в церковь. После такой молитвы она вошла. Причастившись в храме Иоанна Крестителя, утром перешла Иордан и направилась в пустыню. Женского покаянного монашества в том виде, в каком мы его знаем, в Палестине не существовало. Некоторые благочестивые богатые дамы из римского общества посвящали себя Богу, но оставались в домах, обычно вместе с мужчинами, которые, подобно святому Иерониму или аскету Руфину, вели духовное руководство. Невозможно представить Марию в таком монастыре или среди юных дев, чьи небольшие общины существовали в городах того времени. Ее никогда бы не приняли в паломническую или ученую общину. Отказ Марии от человеческого общества, ее уединение и отстранение от церковной жизни и даже таинств не были добровольными. Она постоянно была вынуждена бежать. Возможно, при встрече с людьми, у нее возникли бы проблемы с законом. Одинокая женщина, особенно странствующая отшельница, всегда вызывала подозрение.

В течение 17 лет, ровно столько же времени, сколько она когда-то провела в грехе в Александрии, она противостояла своему страстному желанию вернуться, которое ее ужасно мучило. Следующие 30 лет она вела экстремальный аскетический образ жизни. Пустыня, начинавшаяся недалеко от Иерусалима, занимала площадь около 22 квадратных километров. В то время на этой небольшой территории насчитывалось полсотни обителей. Отсюда и другое название этой местности: «Пустыня пятидесяти монастырей». В большинстве случаев это были небольшие аскетические общины.

В «Жизни Марии» сохранился очень интересный диалог между Марией и старцем подвижником Зосимой, который находит её в пустыне:

«Скажи мне, как живут сейчас христиане? Как живут императоры? Как живёт Церковь?»

Зосима ответил ей:

«Твоими святыми молитвами, мать, Христос даровал всем вечный мир».

Возможно, не желая беспокоить подвижницу, Зосима сказал ей о «вечном мире и благополучии». В действительности же время их разговора было трудным и зловещим. Это было время, когда Рим, казавшийся вечным, уже пал (410) или был на грани падения. Начиналось переселение народов, и приближался конец античности. Приходило разрушение всего, что было прежде. Казалось, настало время событий, описанных в Апокалипсисе.

Хотя точные даты биографии Марии неизвестны, предпринимались попытки восстановить хронологию. Согласно одной из таких возможных датировок, около 383 года она совершила паломничество в Иерусалим, где пережила обращение. Почти одновременно с этим другой великий обращенный к Христу того времени, будущий Отец западного христианства Августин, в 384 году оставил свою гражданскую жену в Милане, чтобы вскоре вступить в законный брак с другой женщиной, выбранной для него его матерью. Но поскольку его предполагаемая судьба ещё не достигла совершеннолетия (вспомним 12 лет жизни Марии Египетской!), Августин сошёлся с другой женщиной. Будучи одержим плотскими желаниями, он просто не мог и не хотел ждать. В 386 году, когда Мария уже находилась в пустыне, Августин услышал историю обращения двух римских чиновников, произошедшего под влиянием чтения жития великого египетского аскета Антония Великого. Вместе со своими друзьями Августин удалился в Северную Италию, в место под названием Кассициак, на границе между современной Италией и Швейцарией, где жил в самом распространенном в то время виде общинного уединения — в небольшой философской общине. В 387 году Августин был крещен Амвросием в Милане на Пасху. Как и многие другие обращенные того времени, Августин хотел посвятить себя монашеству — мечта, которая преследовала его до его принудительного рукоположения в пресвитеры в Иппоне в 391 году, против его воли, по аккламации, внезапному и спонтанному волеизъявлению местного церковного народа.

Другие даты в их биографиях, то есть те немногие сведения о хронологии, которые содержатся в житии Марии, и подробная информация, которую мы находим в биографии, его «Исповеди», удивительным образом совпадают. В 401 году Августин завершил написание своей «Исповеди». В то же время, то есть через 17 лет после её ухода в пустыню, Мария убедилась, что её раскаяние было принято. Она никогда не была в Риме или в Карфагене, великом африканском городе греха, где Августин провел свою юность. Августин никогда не был в Святой Земле или в Египте. Мария скончалась в 430 году. Это означает, что спустя год, как Мария и Зосима беседовали в Палестине, и она исповедала ему всю свою жизнь, святой Августин, после последней исповеди и причастия, отходил к Богу в своей келье в городе Иппоне, осажденном вандалами. Эти великие святые были современниками. Они одновременно взошли на Небеса. Однако жаль, что эти два великих святых, переживших великое обращение, не смогли, да и никогда бы не смогли встретиться на земле.