Publications

ДВЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Августин Соколовски

Хотя в обиходе принято говорить о сорока днях Великого Поста, на деле он продолжается дольше. Начиная с Прощеного Воскресенья, вечернее богослужение которого обозначает переход к великопостному времени, до Пасхи должно пройти семь недель. По сути, этот период образует собой прямую аналогию времени от Пасхи до Пятидесятницы, который также занимает пятьдесят дней. Таковы Две Пятидесятницы – одна из которых торжественная, другая же – покаянная.

Между временем от Прощеного Воскресенья до Пасхи и от Пасхи до Пятидесятницы существует прямая соотнесенность. Она проявляется как в пропорциях временных отрезков, так в тематиках празднованиях и ключевых воспоминаний. При внимательном рассмотрении пропорций двух периодов, великопостного и пасхального, такая соотнесенность становится видимой. Это одновременно диахрония и, своего рода, параллелизация смыслов. В центре этой смысловой организации постных и пасхальных воспоминаний находится Пасха.

Пасхальный период от Пасхи до Пятидесятницы насчитывает пятьдесят дней. В великопостное время ему соответствует период от Прощеного Воскресенья до Пасхи. Так литургическое богословие, или лучше, присущая богослужению теология, на протяжении ровно ста дней воспроизводит путь истории спасения. Это воспроизведение начинается с воспоминания Изгнания Адама из Рая в прощеное воскресенье и заканчивается в Пятидесятницу Сошествием Святого Духа на Апостолов. Назвать это время можно Священным Стодневием.

Если немного расширить этот период, распространив его на подготовительное воскресенье о Страшном Суде, то другим смысловым полюсом в богослужебной линии воспоминаний будет Неделя Всех Святых. Страшный Суд, который на других языках называется несколько иначе, «Судом Последним», имеет место произойти в конце истории. Все Святые, в общение которых при жизни и после смерти верует Церковь устами Апостольского Символа веры, ходатайствуют за мир. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», - пишет автор Послания к Тимофею (1 Тим 3:3-4). Святые ходатайствуют за мир, чтобы в преддверии Последнего Суда, благодать оправдания во Иисусе Христе достигла сердец всех людей.

Важно помнить, что, в строго догматическом смысле, Церковь не молится святым, ибо молитва, согласно Писанию, может быть адресована только Единому Богу, но призывает их ходатайство во спасение. Церковь молит Бога услышать это ходатайство.

Священное Стодневие продолжается от Изгнания Адама до Сошествия Святого Духа. Ему предшествует воспоминание о Суде, а завершает его память Всех Святых. В рамках такой теологической последовательности становится понятным, почему Неделя о Страшном Суде не завершает собой подготовительный период к Великому Посту, но предшествует Прощеному Воскресенью, то есть Неделе Адамова Изгнания.

Следует обратить внимание на Первое Воскресенье Великого Поста. Это Неделя Торжества Православия. Историческим поводом для этого празднования послужила победа Православной Церкви над ересью иконоборчества. В День Торжества Православия в богослужении совершается не только историческое воспоминание события, но осмысляется богословское значение самого праздника. В 843 году на Поместном Соборе в Константинополе иконопочитание было окончательно утверждено, а иконоборчество осуждено и отвергнуто. Именно эта дата стала моментом учреждения Недели Торжества Православия.

До византийского иконоборчества VII–VIII веков иконопись и почитание иконы были просто Библией для неграмотных. Преследование иконопочитания в тот период сделало такую аргументацию недостаточной. Поэтому VII Вселенский Собор в Никее в 787 году сформулировал догмат об иконопочитании. Отныне икона становилась доказательством истинности боговоплощения. Первое воскресенье Великого Поста – это торжественное воспоминание VII Собора, ставшего последним в православной церковной истории.

Со временем это историческое воспоминание в Первую Неделю Великого Поста стало приобретать дополнительные богословские контуры. Так, в этот день вспоминаются Вселенские Соборы, Отцы Соборов, а также те Отцы Церкви, которые не приняли в них участия, но вклад которых в формирование православного вероучения был колоссален. По традиции, в отдельном молебном пении за богослужением произносятся их имена. Затем провозглашаются догматические истины и осуждаются их отрицающие.

Подобно Неделе Адамова Изгнания у Торжества Православия есть также аналог в пасхальном времени. Как в соотношении Грехопадение Адама – Сошествие Святого Духа, основой пропорции временного расстояния становится День Святой Пасхи. Потому воскресенье перед Пятидесятницей посвящено памяти Отцов I Вселенского Собора, который в 325 году также состоялся в Никее. Вселенский Собор – это собрание епископата Римской Империи, и некоторых епископов из-за ее пределов, созванное и авторизованное императором. Таково одно из формальных определений этого важного события в жизни и истории Церкви. Однако, в Православии Вселенские Соборы, от Первого до Последнего, общим числом 7, это нечто гораздо большее.

Это вехи в истории спасения, когда Дух Святой, устами соборных Отцов, провозгласил догматы, которыми в истории живет Церковь. Характерной особенностью православной традиции является тот факт, что память Вселенских Соборов, каждого по отдельности, или всех вместе, а также первых шести, в течение года совершается за богослужением. Этот факт веке обратил на себя внимание еще в 19-м веке. В период Священного Стодневия, память I и VII Вселенских Соборов, совершается в первое и последнее воскресенье соответственно. В новейшее время словосочетание «Церковь Семи Соборов» стало одним из самоопределений Православия.