Publications

Святой Ефрем Сирин

10 февраля Церковь чтит память преподобного Ефрема Сирина. Его имя известно каждому православному христианину, знакомому с Преданием. Молитва преподобного Ефрема многократно повторяется за богослужением в течение Великого Поста. Это зимнее воспоминание Ефрема связано с приближением Великопостного Времени. Ведь историческая дата его успения – 9 июня 373 года. 

Ефрем известен, как автор множества произведений, учитель монашествующих, толкователь Писания. Менее известен, как Великий Отец и Учитель Церкви, подобный Афанасию Великому, Василию Кесарийскому, Григорий Нисскому, Григорию Богослову, Иерониму, Амвросию и Августину. Однако он именно таков. Память его для Церкви бесценна. В эпоху, когда многое подлинное демонтируется и предается забвению, о Ефреме просто необходимо помнить и по-настоящему знать.

Может показаться парадоксальным, но святой Ефрем – один из забытых святых. Не потому, что о нем забыли или не помнили, но потому, что в течение очень многих веков о Ефреме было просто невозможно узнать. Для понимания Ефрема нужно обратиться к истории Древней Церкви. 

Христианство первых веков существовало как огромная Вселенная, в которой было много традиций, стран и языков. Постепенно христианство объединялось, а греко-римская философия, цивилизация, греческий и латинский языки, культура, право и концептуальное мышление стали доминировать. На рубеже столетий, около 400 года, такое влияние эллинистического мира стало господствовать и в Сирии. 

Ефрем не дожил до этого времени. Он писал и мыслил по-сирийски, а греческого языка, скорее всего, не знал. Ефрем был чадом сирийского языка и сирийской церкви. Сирийский был одним из вариантов арамейского. На нем говорил Спаситель, было впервые проповедано Евангелие, произнесена благая весть. 

Из этого совершенно особенного мира происходил Ефрем. Это проявлялось в терминологии, формах рассуждения и языке. Но этого времени Ефрем не застал. В его мышлении было три основных источника: 1. Месопотамские сказания и тип мышления; 2. Сирийский перевод Библии и устные иудейские предания; 3. Греко-язычное христианство, при этом, опосредованное, в сирийских переводах. Скорее всего, творения своих современников, великих богословов, Ефрем, изучал именно так.

Точная дата рождения Ефрема не известна. Возможно, это был 306 год. Ефрем родился в христианской семье в Низибии. Своим учителем в вере святой называл святителя Иакова Низибийского (+338) – великого древнего епископа, «сирийского Николая Чудотворца». До 363 года Ефрем пребывал в Низибии. В этом году император Юлиан Отступник, погибнув в битве, проиграл войну персам и этот пограничный город Римской Империи пришлось уступить. 

Христианское население было переселено в Эдессу, где святой Ефрем проповедовал и учил свои последние 10 лет. Если из этого периода жизни о нем известно немногое, то о предыдущем – почти ничего. Ефрем был диаконом. Для христианства того времени это был очень высокий сан, означавший учительский статус. Он вел образ жизни, посвященный Богу. Монахом в современном смысле слова он не был. Сирийской Церкви того времени были свойственны особенные общины посвященных Богу мужей и жен, именовавшихся «Сынами Завета». Старшим современником Ефрема был другой древний подвижник, сирийский мудрец Афраат (270-346). 

Ефрем написал очень многое. Но большинство из того, что дошло до нас под его именем, написал другой автор, известный под именем «Ефрем Грек». Сирийский Ефрем писал на сирийском, часть его произведений сохранилась в армянском переводе. В течение очень долгого времени эти языки не были доступны, поэтому многое из великого наследия Ефрема Церковь и христианство открывают для себя только сейчас. 

Употребляя слово «писал» по отношению к Ефрему важно понимать, что Ефрем диктовал. Учил общину особенной, семантически богатой богословской библейской вселенной, которая некогда давала жизнь сирийской христианской церкви, но потом, по непонятным для нас причинам, перестала существовать.

Василий, Григорий, Августин, Афанасий, почему же с ними не упоминается Ефрем? Ответ на этот язык звучит удивительно просто. Сирийский подвижник мыслил совершенно иначе, он по-другому видел мир. Его мышлению не была свойственна концептуальность и философия. Мир был для него вселенной таинств, знаков и символов, знамений и молитв. Как в тексте Апокалипсиса.

Преподобный Ефрем Сирин писал диалоги, поэмы и гимны, он был Великий Поэт. Поэт в древнем библейском смысле, подобно тому, как об этом дословно сказано в греческом тексте Символа Веры: «Верую во Единого Бога: Отца. Вседержителя, Поэта Неба и Земли».

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski