В последний день первого осеннего месяца Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви, и матери их Софии.
Предание сохранило множество похожих повествований о свидетельстве страдания мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви. То есть, в разных городах и странах хранились схожие повествования о христианских мученицах - матери и дочерей - носивших такие имена. Одновременно, вера первых христианских поколений призывала свидетельствовать о вере во Христа даже до смерти независимо от пола, возраста, интеллекта и происхождения.
Одно из таких повествований говорит нам о том, что Вера, Надежда и Любовь, и матерь их София были римскими христианками и жили в I веке в Риме. По свидетельству жития, они сами устремились пострадать за Христа в свидетельстве веры, то есть, даже вопреки каноническим правилам, не только не скрывались от представителей языческих властей, но поспешили в Небеса. Ибо христианство - жизнь не здесь.
Так, память Церкви сохранила не только их имена, но и неповторимую подробность о добровольном их свидетельстве за Христа. Более поздние сведения времен римского епископа Григория Великого (+604) говорят о том, что София была вдовой из Милана. Распродав там свое имение, она переселилась в Рим. Дочери пострадали за Христа первыми. Мать София погребла их на Аппиевой Дороге, а сама умерла от горя три дня спустя. ‘Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния’ (Амос 5,20).
Пожалуй, одним из наиболее удивительных парадоксов человеческого языка является ограниченность числа имен. Постоянному стремлению каждого человеческого существа к собственной единственности и неповторимости всегда, или почти всегда, соответствует повторяемость имени. Ведь даже самые редкие имена повторяются, а те неповторимые, новые, творчески придуманные имена, которыми родители иногда называют детей, чтобы те могли таким образом отличаться особенно, часто слишком ‘обычны’.
По сути, каждое имя это антипод омонима. Ведь за ним, повторяющимся, кратным, встречающимся у многих и столь разных людей, всегда скрывается единственный, неповторимый, подлинный, индивидуальный человек.
Если продолжить эту логику, каждый человек, более того, все человечество, является омонимом по отношению друг к другу. Парадоксальным, трагически, единственным и неповторимым омонимом, который замыслил Сам Бог. Неповторимость как определение образа Божия. Неповторимость и неуничтожимость как сам человек.
Имена Веры, Надежды, Любви соответствуют названиям христианских евангельских добродетелей. София на греческом языке означает премудрость, то есть, человеческую и философскую мудрость, а также, одновременно, указывает на Божественную Премудрость — Христа.
Церковь Господа Иисуса - Общество верующих во Христа людей, Общность Христова, и, по сути своей, общение освященных Именем Господа Иисуса имен. Некоторые из имен, как Вера, Надежда и Любовь, обязаны своим происхождением именно христианству, другие же — человеческой и божественной добродетели, как София.
В Крещении человек не просто обретает имя, но и приносит свое собственное, данное родителями имя, в великое Собрание Имен. Имен всех тех, кто отныне участвует в Общении Святых. Кто отныне и вовеки, будучи приобщен молитвенному ходатайству необозримого Океана Святости,отныне приобщен Дару ходатайствовать за других. Ведь святость - это дар ходатайства; это дерзновение, или, лучше, дерзость звать по имени Того, без Имени Которого ‘невозможно человекам спастись’ (ср. Деян.4,12).
иерей Августин Соколовски, доктор богословия