Августин Соколовский
24 (11) мая Православная Церковь празднует память святых Кирилла и Мефодия. Эти святые были братьями: Мефодий — старший, а Кирилл — младший. Поскольку Мефодий впоследствии был рукоположен в епископа, а Кирилл был священником и монахом, их имена в литургических календарях перечислены не в алфавитном порядке, но по принципу церковной иерархии, то есть, как Мефодий и Кирилл. Православная Церковь называет их «равноапостольными», а католики — «апостолами славян».
В 863 году Кирилл и Мефодий, по повелению византийского императора Михаила III (842–867), отправились с просветительской миссией в Великую Моравию. Эта миссия была организована по просьбе князя Ростислава (846–870). Последний стремился к независимости от германского королевства Восточной Франконии, столпами которой, помимо политики и оружия, должны были стать культурная и церковная идентичность и автономия.
Кирилл и Мефодий очень рано столкнулись с сопротивлением германского христианства. Причиной этого стал перевод латинской литургии на язык западных славян. Эта ранее неизвестная церковная практика, ведь по традиции месса всегда служилась на латыни, восторжествовала лишь во второй половине 20 века после Второго Ватиканского Собора. Но во времена Кирилла и Мефодия взаимного разделения Церквей Рима и Константинополя еще не существовало.
Римская церковь, представленная Адрианом II (869–872), одобрила труды Кирилла и Мефодия. В 869 году Кирилл (827–869) скоропостижно скончался в Риме в возрасте всего 42 лет. Мефодий же (815–885) был рукоположен в епископы, став первым славянским архиепископом в истории, с юрисдикцией над Паннонией и Моравией. Фактически это была поместная церковь, которая подчинялась Риму и была независима от германской церковной иерархии, что казалось невероятным.
В 870–873 годах Мефодий был арестован в Регенсбурге (Бавария) по клеветническим обвинениям германской партии и подвергнут судебному разбирательству и каноническому преследованию. Получив свободу и оправдание, он продолжил труды по переводу Священного Писания и богослужебных текстов на славянский язык, начатую совместно с Кириллом. Он основал Моравскую духовную академию, где готовили будущих славянских миссионеров.
Преследования этой миссии продолжились вскоре после его смерти. Академия, в которой обучалось более двухсот студентов, уже в 886 году была закрыта. Ученики были изгнаны из Моравии и отправились в Болгарию. Так, промыслительно, труды Кирилла и Мефодия и их учеников были перенесены на новую почву и принесли великие плоды в Болгарском царстве, а затем, через него, и в Русском Православии.
Единое совместное празднование в честь Кирилла и Мефодия было впервые установлено в Болгарии, но первоначально оно появилось в середине XIX века в Константинополе. 11 (24) мая всегда было церковным праздником основания Города. Но местной болгарской православной общине возникла идея создать своего рода славянский противовес и ответ на греческое празднование.
Напомним, что в 330 году император Константин Великий основал Новый Рим на Босфоре. Святой Константин основал город за семь лет до своей смерти. Константинополь не был построен на открытой местности. На его месте находилась древняя колония под названием Византий. Отсюда и название «Византия», которое западные ученые нового времени, а не прежнего, дали Православной империи со столицей в Константинополе, чтобы унизить ее, подобно тому, как сегодня православных священников называют уничижительным словом «поп».
Всего через семь лет после основания Нового Рима на Босфоре Константин умер. На смертном одре он был крещен. Согласно его личному желанию, первый в истории император-христианин был похоронен в построенной им церкви, где затем были установлены двенадцать символических надгробий апостолов. «Итак, Константин — один из них, один из апостолов», — говорили тогда местные жители. Так появилось наименование «равноапостольный», которое стало употребляться в Православной Церкви для обозначения величайших миссионеров всех времен и народов.
Брат святого Мефодия, Кирилл, в монашестве был наречен Константином. Вполне возможно, что его небесным покровителем был великий император. Настолько удивительное совпадение имен и судеб, что даже совместная память Мефодия и Кирилла, единственная в году, была приурочена к дню основания города Константином.
Исторически Вселенский Патриархат стремился подчинить и эллинизировать болгарское христианство. Возникновение жажды независимости, подобной той, которую Ростислав и его небольшая славянская церковь испытывали по отношению к немцам, вполне объяснимо.
Исторически неоспоримым является и тот факт, что славянская миссия святых Кирилла и Мефодия берет свое начало в византийском православном христианстве. Святые братья были отправлены из Константинополя, где они ранее духовно возросли и где получили образование.
Вскоре именно из Константинополя были крещены Болгария, а затем и Русь. Таким образом, празднование в честь Кирилла и Мефодия в день основания Константинополя, возникшее, как протест против эллинизации православия, это на самом деле день памяти и благодарности.