Publications

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

8 декабря Церковь празднует отдание Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Введение – праздник, посвященный первому посещению Богоматерью Святого Храма. Когда Она была еще младенцем, или, как именуется любой ребенок старше одного года, Отроковицей (то есть буквально «от рока» - старше года). Дева Мария была приведена в Храм Божий своими родителями.

Богослужебные тексты Праздника Введения, конечно, отражают мировосприятие людей того времени, когда праздник был введен в православный богослужебный устав. Свидетельства о существовании такого Торжества Церкви прямо или косвенно относятся к VI–VIII векам.

Богослужебные тексты праздника - свидетельство великолепия божественного храма и, одновременно, святости Божьей Матери. Это торжество библейского народа о Той, что ныне приводится в Храм.

Богослужебные тексты отображают и церковное величие Града Константинополя – Нового Рима, который в 330 году на берегах Босфора воздвиг Император Константин (+337). Церковная жизнь этого Города Городов строилась вокруг Софийского Храма, названного в честь Премудрости Божьей – Господа Иисуса Христа.

У Празднования в честь Введения во Храм Божьей Матери есть и скорбная сторона. Ведь с введением в Храм Пресвятой Богородицы началось прощание. Упразднение Храма в Иерусалиме. «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27;50-51).

История существования на земле библейского Храма вскоре была завершена. Вскоре Храм был разрушен римлянами. Ибо так определил Господь (Мф.24,2).

Празднование Введения – это призыв научиться жить во времени. Быть человеком, этим Живущим Временем, как непрестанное, навстречу Богу и ближнему, движение здесь и сейчас.

Празднование Введения – это Заповедь искать и обретать Бога, прочитывать знамения времен (ср.Мф.16,3). Воспринимать время таким, каким от Бога оно дано. Ведь каждый день делает человека старше. Христианство же – обретение молодости во Христе. Приближение к завершению своей личной истории, истории мира и земной Церкви. Возраст дан для того, чтобы научиться прощаться.

Празднование Введения учит тому, что отныне во Вселенной есть только один единственный Храм. Храм Тела Богородицы, из которой родился в мир Спаситель Христос. Храм человеческого тела.

Причащение Телу и Крови Христовых – таинство Введения Бога во Храм. Подобно тому, как однажды Мария была введена во Храм в Иерусалиме, Причащение вводит в Храм Тела и Крови Христа и Бога каждого православного. Это введение непрестанное, каждодневное, введение, которое обновляется всегда.

Введение не имеет отдания, пока не вернется Господь. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор.11,26).

Слава Бога объемлет христианина незримо и невидимо, объемлет всецело, и, благодаря причащению, зримо, извне и изнутри, силой божественной гравитации Таинства Тела и Крови. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, ибо вы куплены дорогой ценой» (1 Кор.6;19-20). Вера есть Дар Дарованный Даром. Дар должно даровать другим.