Публикации

9 МАЯ – ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ВАСИЛИЯ И ГЛАФИРЫ АМАСИЙСКИХ

Августин Соколовски

Христос Воскресе!

9 мая (26 апреля) Церковь празднует память святых Василия и Глафиры Амасийских. Святые пострадали за Христа в правление Римского Императора Ликиния (308–324). Несмотря на то, что в месяцеслове этого дня святые поминаются отдельно, их пример – свидетельство совместного христианского исповедания.

Василий Амасийский (296–322) был епископом одноименного города в понтийском регионе на севере Малой Азии, который в его время был важной церковной митрополией. В 314 году он принимал участие в церковных Соборах в Анкире и Неокесарии. Древние церковные историки свидетельствует о том, что Василий был значимым богословом, современники именовали его «великим». В 313 году Константин Великий подписал Миланский Эдикт, которым прекратил гонения и сделал христианство дозволенной религией. Согласно преданию, епископ Василий лично знал Константина и был одним из вдохновителей этого судьбоносного документа.

Соправитель Константина Ликиний, управлявший восточной частью Империи, также подписал Эдикт, однако часто отступал от его выполнения. Правление Ликиния ознаменовалось разрушением церквей, а также убийством немалого числа свидетелей веры. Глафира была рабыней супруги Ликиния, сестры Константина Великого Констанции (293–330). Этот брак, заключенный тогда же в Милане в 313 году, имел целью закрепить союз двух императоров. Несмотря на это взаимная неприязнь правителей сохранялась.

Констанция была христианкой. Когда, согласно житию, Ликиний узнал о Глафире и воспылал к ней страстью, то получил отказ. Констанция тайно вывела ее из дворца и снабдив всем необходимым в путь, направила ее в Амасию к епископу Василию. Последний приютил гонимую странницу. Вскоре весть об этом дошла до Ликиния. Василия и Глафира были арестованы и под стражей направлены в столичную Никомедию, где тогда пребывал Император. По пути Глафира скончалась от душевных страданий. Василий же был препровожден пред правителя, где был обезглавлен.

Последними словами мученика к палачу были: «Друг, делай, что тебе приказано». Чтобы лишить его погребения и предотвратить почитание христианами, тело его было брошено в море. Спустя 25 дней оно было обретено рыбаками в Черном Море, 26 апреля (9 мая) положено в Амасии диаконами Парфением и Фестимом, и мирянином Элпидофором, которые незадолго до этого были свидетелями мученического страдания святого.

В отличие от Василия, епископа и богослова, Глафира была рабыней и служанкой. В Царстве Бога «нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба свободного, но все и во всем Христос», - звучит исповедание веры в Послании Павла (Кол.3,11). Житие святых Василия и Глафиры – свидетельство исполнения этих апостольских слов в христианской праведности и страдании.