1 февраля Церковь празднует память Макария Великого (300-390) и Макария Александрийского (295-394). Оба жили в одно и то же время, вместе подвизались в египетской пустыне, оставили после себя великое наследие и были одними из величайших боговидцев в истории христиан.
Уже современники нередко отождествляли обоих святых. Тем более, в эти Последние Времена, когда «путь истины сокрылся, а вселенная оскудела верою» (3 Ездры 5,1), важно помнить, что отличало каждого из них. Помнить и просить, чтобы Бог, их молитвами, не оставлял этот мир.
Житие преподобных было записано епископом Еленопольским Палладием (364-430) в «Повествовании о жизни святых и блаженных отцов». Палладий не застал в живых Макария Великого, но Александрийского лично знал. О преподобных также писал Руфин Аквилейский (340-410), Евагрий Понтийский (345-399), «История Монахов», а также апофтегмы.
Наименование «Египетский» и «Александрийский» не случайны. Ведь для Римской Империи Александрия и остальная часть Египта были разными административными единицами. Макарий Великий был немного старше своего собрата, который, как пишет Палладий, был «вторым по времени, но первым по доблестям монашеским». Оба учились у Антония Великого.
Макарий Великий родился в дельте Нила недалеко от современного Каира в христианской семье. В тридцать лет он пришел в пустыню, в которой провел шестьдесят. В сорок лет он удостоился великих дарований, так, что его прозвали «отроком-старцем». Тогда же он был рукоположен во пресвитеры. Преподобный жил во внутренней пустыне, называемой Скитом. У него было два ученика.
Скрываясь от приходивших к нему мирян и пустынников, Макарий вырыл специальный грот. «Когда его беспокоили, он уходил в пещеру, и уже никто не находил его». Александрийский епископ, Арианин Лукий, высылал его в ссылку к язычникам, в надежде, что те его убьют.
С именем Макария сохранилось послание, многочисленные молитвы и 50 духовных слов. Святой изгонял демонов, совершал чудеса и знамения, был пророком. Макарий Пророк … скрывавшийся от людей.
Макарий Александрийский или Макарий Горожанин - по слову Палладия -, до сорока лет «продавал закуски и был александрийский гражданин». В сорок лет он пережил обращение. Крестившись, он пришел в пустыню, где провел около шестидесяти лет. Он жил в разных частях пустыни – в Скиту, Кельях, западе, а также в Нитрии - но постоянного места пребывания не имел.
Святой стал одним первых рукоположенных в священство в Нитрии. Его отличало удивительное стремление соревноваться с другими подвижниками во всех тех подвигах, что он видел. Так, однажды, он инкогнито поступил в монастырь к Пахомию, но из-за чрезвычайной аскезы был узнан. С его именем сохранились монашеские правила, послание к монахам и «Слово на исход души». Макарий Пустынник … не имевший пустыни.
Палладий написал и еще об одном Макарии. Иногда его упоминают под именем Макария «младшего», а потому, по ошибке, отождествляют с «городским» Макарием. Однако, это не так.
Макарий был пастухом. Будучи восемнадцатилетним юношей, он играючи боролся со сверстником и неумышленно убил. «Не сказав никому ни слова, - пишет Палладий, - он ушел в пустыню». Три года Макарий просто скитался, а затем двадцать пять лет жил в построенном им для себя убежище. «И удостоился такой благодати, что побеждал демонов».
«Долго с ним живя, - пишет Палладий, - я спросил у него, что он думает о совершенном им грехе». «Так бывает с теми, кто не хочет приступить к добру по свободному расположению», - ответил он.
В это последнее время, «когда обладающие ведением восхищены» (3 Ездры 5,1), Церкви Странствующей подобает брать с Макария пример.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski