Публикации

Предпразднство Сретения Господня

При взгляде на богослужебный календарь создается впечатление, что мы имеем дело с обыкновенным календарем, в котором, как и в любом светском календаре, время распределяется от начала года до его завершения, где каждый день посвящен воспоминанию тех или иных событий, празднований и дат. Однако, это не так. Богослужебный календарь диахроничен.

Это означает, что в нем, одновременно, присутствуют различные временные последовательности, богослужебные циклы, взаимосвязи праздничных событий, которые, подобно вступают между собой в определенные, нередко парадоксальные взаимодействия.

Первоначальным и главным по времени своего возникновения праздником является Пасха. Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Это означает, что все празднования и воспоминания, связанные с Пасхой, Великий Пост, День Пятидесятницы и последовательность воскресных богослужебных чтений, являются переходящими и каждый год приходятся на разные даты.

Параллельно пасхальному циклу в богослужебном календаре располагается рождественский. Он начинается от Благовещения, то есть дня Зачатия Господа Иисуса Христа Девой Марией от Духа Святого и включает в Себя Рождество, Обрезание, и Сретение.

Ранняя Церковь праздновала Рождество и Крещение Иисуса Христа одновременно как Праздник Богоявления, поэтому рождественский цикл, в тех Церквях, что праздновали эти события, вел свой отсчет от Богоявления 6 (19) января.  

Помимо этого, в календаре имеются два мини-цикла. Первый образуется сочетанием праздников Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы, второй – Зачатием и Рождеством Иоанна Крестителя.

Празднования в честь святых, икон и исторических событий неподвижно распределены в течение года.

И, наконец, особняком в богослужебном календаре стоят, так называемые, идейные празднования. Изначально возникшие в связи с тем или иным событием, они постепенно трансформировались в празднование в честь того или иного догмата или вероучительного убеждения. Среди них: Воздвижение Креста, Покров, Святая Троица и … Богоявление.

Первоначально, Богоявление было едва ли не единственным, помимо Пасхи, христианским праздником, своего рода, противоположным полюсом по отношению к последней. Ведь если Пасха была торжеством в честь Христа Воскресшего и Царствующего над Вселенной, то Богоявление – празднованием в честь явления Христа во плоти, торжеством и воспоминанием Его земной жизни. Со временем отдельные события из жизни Господа Иисуса стали воспоминаться отдельно. Вместе с событиями Пасхального цикла и праздниками в честь Богородицы Марии они образовали последовательность из двенадцати праздников. В календаре Церкви они именуются дванадесятыми. Те из них, что связаны с Пасхой, изменяются по датам, остальные – нет. Одним из таких праздников – украшением февраля месяца - является Праздник Сретения. В преддверии Сретения находится Церковь сегодня. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церковь будет праздноваться всю грядущую седмицу, с 15 по 22 февраля.

«Небесный хор Небесных Ангел, приник на землю, зрит яко младенца, носима к храму, Господа». Сретенье – встреча Бога и человека, Сретенье – прославление Марии, Сретенье – Вход Господа во Храм, Сретенье – День Света, Сретенье – Великое Пришествие Христа.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski