Публикации

Богоявление и обеты

Августин Соколовски 

Православное празднование Богоявления посвящено воспоминанию Крещения Господа Иисуса. Крещение знаменовало собой выход Его на проповедь, и начало Земного Служения. 

В свою очередь, в западном христианстве, Богоявление- это Поклонение Волхвов. Истоки такого разграничения в глубокой древности. Связано оно с тем, что одни местные Церкви праздновали Богоявление, а другие - Рождество. 

В богослужении Римской церкви сохранился чин освящения воды во время ночного пасхального богослужения. Важнейшей его частью является крещение тех членов общины, которые готовились к принятию крещения и повторение, своего рода, возобновление вслух обетов Крещения всеми остальными, уже крещеными верующими. 

Православное празднование Богоявления с акцентом на Крещении Господа Иисуса, и великим освящением воды, несколько по иному также воспроизводит эту древнюю традицию и практику. 

Удивительно, что купание в водоемах, прежде не практиковавшееся столь повсеместно в наших церквях, лишь укрепляет эту аналогию.  

Думается, что пастырям и катехизаторам следует подчеркивать это значение погружения в воды в Праздник Крещения, придавая этому обычаю значение воспоминания собственного Крещения и его обетов. 

Само таинство крещения единократно и не может быть повторено. Это догмат Символа Веры. Но обеты Крещения нарушаются каждым человеком. Поэтому в знак примирения с Богом и ближним они нуждаются в воспоминании и напоминании. Прообразом и, одновременно, примером тому - возобновление Завета с Богом в ветхозаветной истории. 

‘Теперь у меня на сердце — заключить Завет с Господом, Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего’, - воскликнул Царь Езекия (2 Пар.29,10). Перед лицом надвигающейся Вавилонской катастрофы, Царь, духовником которого был сам Пророк Исайя, через возобновление Завета желал утишить Божий гнев. 

Другой пример из церковной истории. Первоначальником строго общежительного монашества традиция считает Пахомия Великого (292-348). В его монастырях те из вновь пришедших, кто ещё не были крещены, готовились к принятию таинства крещения. 

На Пасху над ними совершалось Крещение, обеты которого произносились вслух. Раннее христианство не знало каких-либо обетов, кроме данных в крещении. Такова, из египетских монастырей древности этимология монашеских обетов как напоминания о своём забытом крещении.