Публикации

Благовещение

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Сегодня Церковь празднует Благовещение. В древности Благовещение считалось господским праздником, поскольку означает торжество Церкви в честь домостроительства спасения. Это празднование приходится на Великий Пост, поэтому продолжается всего два дня, так что второй день праздника одновременно делается и Попразднством Благовещения и его Отданием. Поэтому уже на второй день праздника, 8 апреля, Церковь прощается с празднуемым торжеством до следующего года, если Вседержителю Богу будет угодно продлить миробытие.

Событие Благовещения является догматом веры. Поэтому о нем говорится в Символе. Верую во Единого Господа Иисуса, Христа, Сына Божия, «Воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Господь Иисус был зачат Духом Святым, потому что с Него в истории мира начинается Новое Творение. Совершенное во времени чтобы искупить то творение, что имело место в начале времени. Так догмат и история сходятся воедино.

Богословской науке удалось установить, что во времена Земной Жизни Господа Иисуса в библейском народе господствовало убеждение, что Праведник, Мессия, Посланный Богом Его Служитель, умирает в день своего зачатия. Прообразуя собой Христа Страдальца, ставшего за нас клятвой (Гал.3,13), праведный Иов «открыл уста свои и проклял день свой» (Иов.3,1). Из древних авторов, Тертуллиан, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский полагали, что Христос был зачат и пострадал в один день. В наши дни, день смерти Господа Иисуса на Кресте поддается вычислению. И это, скорее всего … 7 апреля. Так получается, что начало спасения нашего спасения в событии Благовещения, одновременно, является и его завершением – историческим днем Крестной Смерти Господа Иисуса.

В Событии Благовещения сходятся воедино линии земной биографии Того, Кто, превосходя всякую биографию, обрел ее в человеческом роде. Того, Кто, превосходя человеческое, мирное и надмирное, соблаговолил сделаться ограниченным, войти в историю, приобрести биографические линии и подробности. Так, в Нем, ограниченное человеческое бытие преодолевает свою ограниченность и в Боге становится безграничным.

Гностики и лжеучители всех времен и народов старались пренебречь историей, плотью и человечностью. Преодолеть, избавиться, освободиться от всего видимого, зримого и слышимого… Но Бог отождествил себя с этой кажущейся ничтожностью для того, чтобы опровергнуть опровергающих немощное. Всемогущий Бог соединил Себя с немощными людьми, чтобы всемогущество Его наполнило нас. Человеческие немощи стали Его достоянием, чтобы Его сила стала достоянием человека. 

Язык есть вестник смерти. Современная философия приводит нас к пониманию того, что от животного мира нас отделяет знание о смерти. Знание о смерти передается через человеческие слова. Событие Благовещения возвещает вытеснение смерти из слов. В Событии Благовещения Бог делает невозможное возможным, а ограниченное – безграничным. Бог входит в историю, бывает благовествуем. Он, говоря простым, человеческим, профанным языком, становится новостью, бывает возвещаем. Отныне «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1,37).

В Благовещении божественное и человеческое встречаются, чтобы никогда более не расставаться. Общность человека и Бога становится отныне примером, парадигмой, образом и критерием всякого любого другого последующего совместного бытия. Благовещение есть упразднения расставания. 

В книге Апокалипсис Тайновидец Иоанн произносит подлинного предостережения: «Когда рассвирепеют язычники, придет гнев Твой, настанет время судить живых и мертвых, и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр.11,18). В сегодняшнем праздновании Церковь торжествует о том, что Бог посетил Свой мир. Так, окончательно и бесповоротно, мир стал топосом божественной экономии, местом искупления. Вне мира спасения нет. В этой воле Бога о нас людях и обо всем Своем Творении – суть события Благовещения.