Публикации

XIV Неделя по Пятидесятнице Притча о Брачном Пире (Мк. 22, 1-14)

Вслед за воскресным евангельским чтением предыдущей недели, когда Господь в притче Своей поведал Общине о Винограднике, работники которого пренебрегли Посланным Самим Царем единственным сыном, Церковь в XIV Неделю по Пятидесятнице приоткрывает Общине новые контуры Божественной Тайны.

Восточной православной традиции в целом свойственно убеждение, что вера - нечто приобретенное самим человеком. При ответе на вопрос «как мы пришли к вере», каждый способен подробно рассказать, как именно это произошло. В таком монологе всегда присутствует некий намек, деталь или подробность, указывающие на некоторую в этом талантливость.

Напротив, Божественная Тайна, раскрываемая Писанием, в особенности же Посланиями Павла говорит о вере, как абсолютном, не подотчетном Божественном Даре.

II

Рассуждая о божественности Господа Иисуса, Древние Отцы Церкви - Великие Каппадокийцы Василий, Григорий Богослов и Григорий Нисский - оперировали понятием «безначальность».  В богословском, теологическом смысле, то есть в учении о Боге в Самом Себе, безначальность указывает на то, что у Бога и Отца нет начала. В этом контексте, предвечное рождение Сына от Отца, совершенно не означает, что временное начало было когда-либо у Слова. Ибо по отношению ко времени Сын также безначален.

Следующее поколение Отцов в своем рассуждении о безначальности  идет дальше. Принцип безначальности дословно переводится, как «анархия». Августин, Фульгенций Руспийский и Григорий Двоеслов применили понятие «безначальности» к другой части теологического знания — домостроительству, или божественной экономике.

Следствием этого стал вывод о том, что Господь дарует веру и приводит ко спасению по Своему изволению. С точки зрения человеческого знания, такое изволение есть предопределение. В нем  нет никакой причинности. Это верно в том смысле, что на нашем человеческом уровне эта тайна навсегда останется непостижимой. Она не будет постигнута никогда. Однако, на божественном уровне причинность существует. Она навсегда останется недоступной, поскольку  находится на том уровне божественного порядка и понимания, который как раз и отличает нас – то есть творение – от Него – Творца.

III

Повествовательная линия Притчи о Брачном Пире предельно проста. Господь призывает гостей на пир своего Сына, празднующего свой брак. Брачная символика весьма свойственна Писанию и очень важна. Согласно Библии, в браке, в счастливом браке, раскрывается смысл человеческого существования.  Но брак в Библии — реальность навязанная. В этом смысле, брак в Библии — семантика предопределения. Одновременно,  Бог Библии всегда подчеркивает, что самое для Него дорогое – это повседневность человеческого существования.

Итак, в Притче Господь послал рабов Своих призвать званных на пир. Они не были не услышаны. Были отвергнуты. Избиты, убиты и покалечены. Тогда Господь призвал тех, кто вовсе не был причастен происходящему, не должен был быть призван и приглашен на брак.

Аналоговый нравственный нарратив Притчи для Общины предельно очевиден: в каждом, кто на улицах и распутьях, непонятно откуда и как Господом призван,, Общине должно узнавать саму себя. Задаваться вопросом,, где, в каком, забытом, непонятном, абсурдном и оставленном уголке земного шар Господь позвал нас на Пир. В этом смысле, вопрос, «как я пришел к вере» правилен.

IV

Но в понимании Притчи существует и уровень Тайны. Среди всех тех, кто и без того призван случайно, вдруг обретается человек, которого с Брачного Пира извергают.

В Церкви есть те, кто, как кажется, безусловно достойны и праведны. По всему создается впечатление, что святость и спасение от них недалеко. Но оказывается, что недоступный нам замысел Божий инаков. Тайна этого различения недоступна. Не сводима ни к странной случайности, ни к несправедливости, но существует по превосходящей все, недоступной причинности. И, наоборот, среди тех, кто кажется отверженным, пропащим, проклятым, оставленным, стоящим в забвении и бездействии, под неприглядной неприятной одеждой неверия скрывается Брачное Одеяние. Как писал Августин, на последнем своем издыхании они призовут Господа. Говоря языком Притчи, окажутся на Брачном Пире, окажутся Друзьями Жениха.

Притча о Браке удивительно проста. Для Общины она является напоминанием. Постоянным напоминанием, призывом и долгом просить у Бога Постоянства в Добре. Молить о даре постоянства. Чтобы как некогда Господь даровал Веру собранной из Язычников Церкви, даровал Он Общине и ее членам Постоянство. Вера в Господа Иисуса как Синоним Спасения есть то необходимое, что Бог будет ждать от Общины в Последнее Время..

иерей Августин Соколовски / Dr. Augustin Sokolovski