Публикации

Неделя о Блудном Сыне

За литургией второго подготовительного воскресенья перед Великим Постом была прочитана Притча о Блудном Сыне (Лука 15;11-32). Эта притча Господа Иисуса находится в Евангелии от Луки и не содержится в других Евангелиях.  В ней раскрывается суть евангельского прощения, размышляя над которым Церковь готовится к следующему подготовительному воскресению – Неделе о Страшном Суде.

В том языке, который мы употребляем для обозначения вещей духовных, вкрадываются слова, становящиеся нейтрализаторами смысла. Они настолько привычны, что могут блокировать понимание. 

Так, говоря «первосвященники», мы не осознаем всего того библейского величия и авторитета, которым призваны были обладать люди, в итоге изменившие своему библейскому призванию и осудившие Господа. При словах «мытари», «блудницы», и «грешники» можем не прочувствовать все то порицание и осуждение, что обрушилась за общение с ними на Господа. Наконец, называя пропавшего, потерянного, погибшего, растерзанного, одинокого, обреченного сына просто «блудным сыном», мы перестаем Господа понимать.

Столетиями, а теперь уже тысячелетиями толкователи, проповедники, наставники, моралисты предлагали свои, столь многие, но невероятно похожие друг на друга объяснения причти о блудном сыне. А мы просто не заметили того, что богословие давно переместилось. Бежало. Ушло. Из бесчисленных книг и речей «про Бога» оно, говоря евхаристическим языком, преложилось в Искусство, Мышление, Литературу. Ведь крупнейшим богословом двадцатого века был … нет, не преподаватель и не иерарх, а … писатель Франц Кафка, величайшим русским теологом – Достоевский. 

У каждого в памяти великолепные реалистические картины фламандских мастеров на библейские темы. И никто никогда не забудет «Блудного Сына» Рембрандта. А потрясающий, ни с чем ни сравнимый нравственный пафос русской художественной литературы, по своей сути, и в силу своей невероятной потаенной теологической тектоники, есть ничто иное, как призыв, просьба, мольба поверить, что сказанное Иисусом в Притче о Блудном Сыне – Правда. 

Притча Господня являет нам Лицо Бога. Его добрый, чудный, безобидный, родной и знакомый, подслеповатый лик. Только Он может простить не узнавши. Имеет на это библейскую силу, право и власть. Царство, и Силу, и Славу. Причта о Блудном Сыне устами Господа Иисуса говорит о Всепрощении. О том, что Бог не может не простить.

Но то же Евангелие доносит до нас слова Господа о том, что существует и грех, который не прощается: хула на Духа Святого. Правда в том, что никто никогда так и не смог ответить на вопрос, что же такое такая хула. Господь остался неуловимым в Своем слове. 

Окончание Притчи Господней - зловещий облик праведного, безупречного, осуждающего сына - приоткрыло нам Лик Антихриста, ключ к пониманию того, что «хула на Духа» есть Непрощенность. Грех того, кто не дает прощать. Суд над тем, кто прощен. Суд над Тем, Кто прощает. 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski