Публикации

Память преподобного Илариона Нового (775-845)

Тезоименитство Митрополита Волоколамского Илариона. 

Память Преподобного Илариона Нового (775–845)

Среди бесчисленного множества прославленных святых лишь весьма немногие вошли в память Церкви с именем «Великий». Таковы Отцы Церкви, епископы, мыслители и богословы: Афанасий Александрийский и Василий Кесарийский на Востоке, Лев и Григорий Римские на Западе; таковы пустынники, монашествующие, основатели великих аскетических традиций: Антоний, Феодосий, Пахомий, Пимен, Варсанофий, Арсений, Пимен, Онуфрий и Иларион.

Жизнеописанием Илариона Великого (291–371) мы обязаны преподобному Иерониму Стридонскому. Именно он, аскет, богослов и переводчик библейских поколений сохранил для последующих поколений драгоценные сведения о жизни первоначальника газского палестинского монашества, между 382 и 396 годами – то есть, фактически, как современник – составив его житие. В этом Иероним последовал примеру Афанасия Александрийского, который около 360 года написал житие Великого Антония (251–356).

Иларион родился недалеко от Газы в семье язычников, которые отправили его получать обучение в Александрии. Там он обратился в христианство, сблизился с монахами и около 307 года два месяца пребывал у Антония. В возрасте 15 лет он вернулся в Палестину. Родители его к тому времени уже умерли, и Иларион, раздав имение бедным, стал жить отшельником, в молитве и покаянии преодолевая жесточайшие, даже физические нападения демонов. Около 329 года вокруг Илариона начал формироваться круг учеников, положивший начало первому палестинскому монастырю в Истории.

Исцеления и изгнания демонов, которые совершал Иларион, привлекали к нему толпы почитателей и паломников, и он … бежал. Поначалу он спасался отшельничеством, но, затем, не находя покоя, начал попросту странствовать, переходя из страны в страну: Египет, Ливия, Сицилия, Далмация, и, наконец, Кипр, где он и отошел ко Господу в 371 году. Так обращение, аскеза, учительство, основание монастыря, чудотворение по образу библейских пророков, почитание, и, наконец, бегство и странничество стали Путем Великого Илариона из Палестины в Небесный Иерусалим.

Если прибавление к имени того или иного святого прилагательного «Великий» имело место в истории весьма нечасто, то эпитет «новый» был еще более редким феноменом. Ведь слово «новый» в данном случае означает ничто иное, как буквальный перевод оригинального греческого термина, означающего «новый» в значении «младший». Иными словами, именуя того или иного святого «новый», Церковь признавала, что его жизнь и подвиг – продолжение добродетелей небесного покровителя, обновлённое воплощение единого общего идеала. Предание, преемственность, преемство и передача в духе святом, как их видит Писание, Богословие и Церковь – в данном случае становились реальностью.

Одним из таких редчайших примеров преемства стал великий константинопольский подвижник Иларион Новый. При этом пример этот делается еще более редким, поистине уникальным, потому что подвижников, вошедших в память Церкви с именем «Иларион Новый» было два: это святые Иларион Пелекитский (694-754) и Иларион Далматский (775-845), названные так по имени монастырей, которыми руководили. Монастырь пелекитского подвижника находился на горе Олимп в Вифинии, тогда как знаменитый далматский монастырь находился в Константинополе.

Сведения о «старшем» Иларионе Новом сохранились благодаря посвященному ему канону, написанному Иосифом Солунским (+833), архиепископом Фессалоникийским, исповедником и братом преподобного Феодора Студита (759–826). Некоторые исследователи считают автором этого акростишного произведения другого великого борца с иконоборчеством, преподобного Иосифа Песнописца (816–886). В каноне Иларион именуется мучеником за иконопочитание. Память его празднуется 10 апреля.

Иларион Новый был игуменом монастыря Пелекиты в Вифинии. До своего избрания он много лет жил отшельником, стяжал дар прозорливости и был рукоположен во священника. Этот монастырь во имя Иоанна Богослова находился вблизи средневекового поселения Триглея в Вифинии недалеко от пролива Дарданеллы. Как на это указывает этимология самого названия, обитель находилась на скале. Судьбами Божьими монастырь сделался центром сопротивления иконоборчеству и особенно пострадала в первую его волну, которая продолжалась с 730 по 787 год.

Полководец, правитель региона и доверенное лицо Императора Иконоборца Константина V Копронима (718–775) Михаил Лаханодракон в Великий Четверг 764 года атаковал и сжег монастырь …. 42 инока были уведены из обители и впоследствии казнены. В этот момент обитель возглавлял игумен Феостерикт, почитаемый в святцах в качестве мученика.

Монашеская жизнь была тайным образом сохранена теми иноками, которым удалось спастись. При преемнике Копронима, Льве IV (775–780) на монастырь было совершено второе нападение, во время которого, за отказ отречься от иконопочитания монахов мучили, жгли кипящей смолой, вырывали ноздри. Во главе обители тогда стоял Иларион. Обстоятельства кончины его не ясны, но в каноне преподобного Иосифа он именуется мучеником.

В это трагическое время, когда императорская власть всячески пыталась добиться уничтожения иконопочитания, житие говорит о том, что Илариону были присущи пророческие черты: исцеление больных, изгнание демонов и избавление от засухи. Знакомые с жизнеописаниями первоначальников монашеского жития современники видели в подвижнике Нового Илариона.

К концу VIII века обитель была восстановлена, чтобы во вторую волну иконоборчества (814–842) вновь стать центром сопротивления заблуждению. Тогда игумен монастыря Макарий был, сослан, но монахи продолжали сохранять верность Православию. Именно этим периодом датируется биография «другого» Нового Илариона, память которого празднуется 19 июня. Благодаря имеющимся исследованиям, о житии его известно более подробно.

Иларион родился в 775 году в Константинополе. Отец его по имени Петр был придворным императорского дворца, мать святого звали Феодосией. В двадцать лет Иларион ушел в столичный монастырь Керокепион, а затем перешел Далматскую Обитель, находившуюся в пригороде Столицы. Уже тогда подвижник сподобился духовных дарований, вследствие чего игумен обители благословил его рукоположение во священники.

Немедленно по смерти игумена, справедливо опасаясь своего избрания настоятелем обители, Иларион бежал в один из монастырей на Малом Олимпе в Вифинии. Бегство и стремление к неизвестности биографически роднит его с палестинским Иларионом.

Однако, братии далматского монастыря удалось узнать о его местопребывании, и они обратились к Патриарху Никифору (758–828) с просьбой содействовать его возвращению. В 807 году, в соответствии с повелением не только Патриарха, но и самого Императора, Иларион был избран игуменом монастыря. На одном из церковных Соборов, архимандрит, в качестве «экзарха», представлял столичные монастыри.

Восемь лет спустя, когда к власти пришел Император Лев V Армянин (813–820), началась вторая волна иконоборчества. Лев начал борьбу с иконопочитанием и пытался вовлечь в этот процесс Илариона. За отказ подчиниться еретику-императору, игумен был заключен в тюрьму. Братия обители ходатайствовали перед Львом за своего предстоятеля, обещая ему уговорить Илариона подчиниться царской воле.

Освободив подвижника, Лев понял, что был обманут, после чего в бешенстве снова бросил святого в темницу. Приказав игумену монастыря Фонеос на Босфоре обращаться со святым без милосердия, Император продержал его там полгода, после чего, вновь попытавшись склонить его к согласию, на два года заключил его в монастырь на западном берегу Босфора.

После этого Илариона поместили в узилище при царском дворце, подвергли бичеванию и вновь заключили в крепости Протилион. На Рождество 820 года Император Лев умер, после чего святой, в течение семи лет скрывался в доме одной благочестивой женщины.

После восшествия на престол Феофила (829–842), Иларион, вместе с игуменами других монастырей, заслушал требование Императора подчиниться политике иконоборчества, вновь исповедал Православие, за что был подвергнут 117 ударам плетью и был отправлен на остров Афусия, в южной части Мраморного Моря, служивший тогда местом ссылки для преступников. Но здесь подвижник соорудил себе келью из неотесанных камней, в которой подвизался восемь лет.

Смерть Феофила 20 января 842 позволила Илариону вернуться в родную обитель и стать свидетелем окончательного Торжества Иконопочитания. Святой отошел ко Господу 19 июня 845 года в возрасте 70 лет. По свидетельству жития, он обладал различными духовными дарованиями, властью над демонами, даром исцеления больных и властью над стихиями.

В отличие от предыдущих ересей и заблуждений, иконоборчество, на первый взгляд, не представляло собой какой-либо прямой угрозы основополагающим догматам православной веры. Подобно современному вирусу, оно как бы подрывало иммунитет веры по отношению к не православным учениям и, в особенности, по отношению к начинавшему тогда свое цивилизационное доминирование Исламу. Осужденное на Седьмом Вселенском Соборе в 787 оно, вроде бы, исчезло с поля зрения современников, но затем, спустя четверть века, вновь заявило о себе в виде второй волны. Многие представителей этого великого сопротивления, как первой, так и второй волне не дожили, замученные или истощенные повторяющимися преследованиями. В том, что Иларион Новый пережил иконоборцев видимо было особенное божественное благословение. Названный Преданием Церкви «Иларион Новый» за свое подлинно пророческое призвание и удивительное уподобление древнему Великому Илариону, Иларион был человеком Торжества Православия. Именно этот великий подвижник стал в постриге Небесным Покровителем нашего великого современника Митрополита Волоколамского Илариона.

Один из недавних нобелевских лауреатов начинает свое произведение словами: «В детстве я верил – и эта вера на долгие годы осталась где-то в глубине моей души – что на одной из (…) есть дом, похожий на наш, и в этом доме живет другой такой же я, во всем похожий на меня, как близнец, как двойник». Хотя оба подвижника при жизни не встречались друг с другом – Иларион Новый Далматский, память которого Церковь празднует сегодня 19 июня, был младше своего собрата на 80 лет - общим для этих двух святых было особенное преемство верности Православию.

Четыре Великих Святителя, вошедшие в Память Церкви под именем «Великих». Подобно четырем Евангелиям. Восемь Отцов-Пустынников, именуемых Преданием «Великими». Подобно числу Евангелий, помноженному надвое. Среди них Иларион Великий – отец-основатель палестинского монашества.

Ушедший из основанного им монастыря, ибо слава его подвигов, знамений и чудотворений начинает преследовать его. Подобно древнему возлюбившему премудрость Платону, он уходит вглубь Египта, затем в Ливию, наконец, на Сицилию, тогда как последним его прибежищем становится Кипр.

Спустя несколько столетий, в Эпоху Иконоборчества, Господь восставляет в Церкви «двух Иларионов», обстоятельства жизни которых и образ святости настолько похожи, что Предание, как бы отождествляя их обоих с великим Иларионом, и, одновременно, утверждая их взаимное духовное родство, называет их именем «Иларион Новый». В свою очередь, современные исследователи иногда ошибаются в обстоятельствах жизни каждого из них, неверно отождествляя одного с другим, или же, наоборот, приводя ненужные догадки и разграничения.

Хронологически обоих подвижников разделяет примерно столетие. Оба были игуменами фактически столичных монастырей Нового Рима. Оба стали мучениками-героями противостояния первой и второй волнам константинопольского иконоборчества. Это противостояние также весьма схоже: вначале желание бежать от игуменства и мирской, закамуфлированной под духовную, славы. Избрание, вопреки всему, благодаря обилию духовных дарований, на игуменство и предстоятельство. Далее, желание, или, лучше, антихристова жажда Имперской Власти заручиться их поддержкой в борьбе с Православием. Отказ, преследования, жесточайшие мучения.

Удивительное, таинственное, животворное преемство Предания, несомненно, свидетельствующее о том, что те, кто назвал каждого из этих святых именем «Иларион Новый» помнили о первом, древнем, подобном древним библейским пророкам, Палестинском Великом Иларионе.

Господь в бедствиях своей Церкви воздвигает, силой Духа Святого, подвижников, богословов, и пророков. Уход, личная харизма, отказ, избрание, противостояние трем библейским искушениям – число «666» Вожделения, Власти и Денег – наводит нас на воспоминание об образе из таинственной библейской Книги Апокалипсис: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. Если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, и имеют власть над водами, и поражать землю. Зверь, Выходящий из Бездны, сразится с ними, и убьет их на улице Великого Города, где и Господь наш распят. Но после трех дней с половиной вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал не тех, которые смотрели на них» (Откровение 11;2-8,11–12).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski