Публикации

Собор трех святителей

Августин Соколовски

12 февраля Церковь празднует память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это празднование именуется Собором Трех Святителей.

Совместное празднование в честь Трех Иерархов было учреждено в 1084 году в Константинополе при Императоре Алексее I Комнине (1056–1081). Согласно преданию поводом для введения этого совместного празднования стали возникшие было в Константинопольской Церкви споры среди иерархии и богословов о том, кто именно из трех великих Отцов Церкви обладает первенством. Установление совместного празднования тогда означало, что святые имеют одинаковый авторитет.

Само слово «собор», по-гречески «синаксис», дословно означает собрание. В данном случае оно указывает на то, что в этот день в Константинопольской Церкви было положено совершать особенное торжественное богослужение. Таким образом, местная Церковь как бы сходилась вместе, чтобы почтить совместную память святых.

Древние месяцесловы свидетельствуют о том, что такие совместные празднования в честь Отцов и Учителей Церкви были важной частью богослужебной жизни Православного Востока.

В наши дни об этом напоминают сохранившиеся в месяцеслове воспоминания Отцов Вселенских Соборов, а также празднуемая ровно за двенадцать дней до Собора Трех Святителей совместная память святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, а также, что очень важно, празднуемое в первое воскресенье Великого Поста «Торжество Православия».

Подобно «Трем Святителям», каждое из этих празднований имеет свое собственное историческое и богословское происхождение.

1) Память Отцов Вселенских Соборов – особенная характеристика Православия. В разные дни на протяжении года каждый из Семи Соборов воспоминается по отдельности. Существует праздник первых 6 Вселенских Соборов, а также празднование Отцов Семи Вселенских совместно.

Это не личный день памяти участников Соборов, но торжество Церкви о Духе Святом, который являл Себя на Соборах в принятых Отцами верных догматических решениях.

2) Торжество Православия посвящено победе над иконоборчеством в Константинопольской Церкви VIII–IX веков. Оно объединяет воспоминание VII Вселенского Собора и Поместного Собора 842 года, на которых иконопочитание было обосновано и провозглашено, иконоборчество было последовательно отвергнуто. При этом, подобно памяти Отцов Вселенских Соборов, богослужение праздника упоминает тех из Отцов, кто внес особенный вклад в это общее совместное Дело Бога и Дело Церкви.

3) Память Афанасия и Кирилла – это совместное празднование в честь величайших из Отцов Александрийской Церкви. В отличие от Отцов Вселенских Соборов и Торжества Православия, этот праздник – личное воспоминание в честь святых. Древняя Церковь знала другие подобные дни памяти Отцов Церкви, но в нашем календаре они не сохранились.

Таким образом, Два Святителя и Собор Трех Святителей – праздники-спутники, удивительное дошедшее до нас эхо жизни Древней Церкви.

Итак, празднование в честь Святителей Василия, Григория и Иоанна имело целью прекратить возникшие было тогда разногласия о святоотеческом авторитете в Церкви. Три Святителя были провозглашены равновеликими и одинаково важными для Вселенского Православия.

Напомним, что Василий и Григорий были друзьями и современниками. Иоанна Златоуста отделяло от них, как минимум, одно поколение. Никто из Трех Святителей не дожил до того момента, когда епархия Константинополя стала самостоятельной, получила статус Патриархата, сделалась, по сути, самостоятельной Поместной Церковью, и, наконец, хотя это и не признавалось Римом, обрела первенство во Вселенской Церкви. Начало этому было положено на IV Вселенском Соборе в 451 году в Халкидоне, а завершился процесс в последующие столетия.

Василий Великий прожил всего 49 лет и отошел ко Господу в 379, Григорий был примерно на пять лет старше и пережил Василия примерно на 10 лет. Иоанн отошел ко Господу во время своего второго изгнания из Константинополя в 407. В 381 году он только был рукоположен в сан диакона.

Что же, помимо православия, учительства и личной святости подлинно объединяло Трёх Великих Отцов?

Это прежде всего их великий наставник Мелетий Антиохийский (310–381). Об этом чрезвычайно важно помнить. Духовник и учитель в вере для каждого из Трех Святителей, именно он в свое время спасительным образом направил их пути.

Именно благодаря Мелетию Василий Великий был рукоположен по епископа Кесарийского, Григорий Богослов - отправился на проповедь Православия в тогда еретический арианский Константинополь. Был принят в клир, рукоположен во диакона и начал свою проповедь Иоанн Златоуст.

В итоге именно авторитет Мелетия сплотил вокруг себя весь Православный Восток в согласии с Никейским Православием.

Плодом трудов великого епископа Антиохии, в лице Василия и Григория, и других весьма немногих, стал Второй Вселенский Собор в 381 году. Великое Торжество Православия для тех удивительных лет.

Но старец внезапно скончался во время заседаний. При жизни Мелетий был незаметен. Сразу же после его смерти стало ясно, что значило его потерять. Из Константинополя мощи Мелетия были перенесены в Антиохию через многие города, где их всегда встречали торжественно. До этого подобное не дозволялось. Ведь в языческом Риме мир мертвых был отделен от мира живых. Так великий Мелетий стал знамением Ожидания Воскресения Мертвых, которым христианство победило мир.

Тело епископа было положено рядом с мощами прославленного мученика Вавилы Антиохийского (+251). Для Церкви того времени это означало, что Мелетий не умер, но жив. Последующие века назовут это канонизацией.

Почитание святых — это почитание их и наших наставников (Евр.13,7). От этой Заповеди Писания не следует отступать.

Важно вспомнить и об одной новой, весьма печальной контекстуализации. Ведь Антакья – город в эпицентре землетрясения в наши дни – это и есть Антиохия.

Апостольская столица, епископская кафедра, основанная апостолами Петром и Павлом. Град Отцов Церкви, а еще прежде, место, где «ученики Господа Иисуса, впервые стали именоваться христианами» (Деян.11,26). Антиохия дала миру знаменитую богословскую школу, подарила Церкви великих учителей и толкователей Писания, Феодора Мопсуестийского (350–428) и Феодорита Кирского (393–460). Антиохийское монашество прославило Церковь подвигом столпничества.

Антиохийское богословие много способствовало раскрытию понимания христологической тайны, помогло миру осознать полноту человечества Христова, без чего наше Восточное Православие было бы иным.

В 518 году Антиохийская Церковь разделилась надвое. Образовались две параллельные иерархии и два параллельных патриарха. Сторонники и противники IV Вселенского Собора в Халкидоне разделили Древний Патриархат примерно поровну.

В 526 года Антиохия уже была разрушена страшным землетрясением. В 529 году Император Юстиниан I отстроил город заново, и в суеверном порыве переименовал его в Град Божий – Феополь. После арабского завоевания в 637 году великая первохристианская столица постепенно уходила в историческую тень. Однако, жила, дышала, молилась, существовала. Сегодня спустя почти ровно 1500 лет, Антиохия вновь полностью разрушена.