Публикации

СВЯТОЙ АКАЦИЙ СОТНИК

Августин Соколовски

Сегодня 20 мая, Церковь чтит память мученика Акация Сотника. Святой был римским воином, пострадавшим за Христа в правление Императора Максимиана (285–305). По месту своего рождения он также именуется Акацием Каппадокийским. По месту страдания и прославления – Акацием Византийским.

Согласно житию, Акаций был сотником Марсова Легиона Римской Армии. Вследствие императорского указа о преследовании христиан трибун Флавий Фирм призвал к себе Акация с дружиной и поочередно осведомился у каждого об отношении к христианству. Акаций подтвердил и не отрекся, что происходил от христианских родителей и исповедовал Христа сознательно. На предложение отречься от веры и принести жертву идолам, святой ответил отказом.

Фирм приказал арестовать Акация и в узах направил его в город Перинт на берегу Мраморного Моря, где в то время находился Вивиан – ответственный за дальнейший ход дела римский военачальник. Последний также принуждал святого к отречению, а получив отказ, в много пытал и мучил его. Затем в узах он направил его на берега Босфора, где в то время находился проконсул Флакциний. По пути Акаций много пострадал от стражников.

Увидев сотника, покрытого ранами от перенесенных пыток и истязаний, проконсул исполнился возмущения на военачальника. Он был убежден, что достоинство римского воина не позволяло так с ним обращаться. При этом, убедившись, что Акаций - христианин, он повелел его обезглавить. Немедленно он лишил его воинских званий.

Святой Акаций происходил из Каппадокии. Родина великих святых, Георгия Победоносца, Равноапостольной Нины, Василия Кесарийского, Григория Назианзина, Амфилохия Иконийского, и иных многих, древняя христианская земля на востоке современной даровала Церкви своего сына Акация.

Святой Акаций – один из святых мучеников воинов. Подобно Георгию Победоносцу, Мине и Меркурию, по пострадал за Христа в воинском звании. Удивительный даже для современных исследователей факт – Христос был весьма любим, и популярен даже среди язычников в Римской Армии. Удивительно, что римские солдаты избирали своим идеалом не какое-либо всепобеждающее божество, например Геракла, но преклонялись перед идеалом Христа – Великого Страдальца.

Святой Акаций пострадал за Христа не в одной из столиц или митрополий того времени, но на берегах Золотого Рога в Византии. В 330 году на этом месте Император Константин основал на этом городе Новый Рим на берегах Босфора. Этот город на берегах должен был стать восточной столицей Империи. В отличии от Рима на берегах Тибра, в те времена еще полного идолов, Град Константина должен был стать подлинно христианским городом.

Однако, Константинополь не обладал апостольским происхождением. В Византии в древности пребывал епископ. Но эта церковная кафедра не была основана апостолами. Поэтому епископ Новой Столицы подчинялся соседней церковной митрополии. Тот факт, что в самом смысловом центре Новой Столицы, на берегах Золотого Рога, прежде пострадал за Христа святой воин, было для города чрезвычайно велико. По свидетельству древних историков Сократа и Созомена, мученику была посвящена Церковь. «Кровь мучеников – основание Церкви», благословением мучеников – созидаются города.

По-видимому, ради укрепления православного византийского присутствия в Южной Италии, часть мощей Акация была по морю перенесена в Калабрию. Это одно из свидетельств его вселенского почитания.

О вселенском почитании святого Акакия также говорит тот факт, что имя мученика находится среди так называемых 14 Святых Помощников. Согласно преданию, эти святые в Небесной Славе дали обет пред Богом, помогать всем, призывающим их в сложных и безвыходных обстоятельствах. Святые дали такое обетование в благодарность за то, от чего Господь их избавил, и в напоминание о том, от чего именно они пострадали. Согласно этой традиции, Акация должно просить о ходатайстве пред Богом при смертельном страхе, сомнении и отчаянии. Согласно житию, в момент величайшей скорби, Господь явился святому и укреплял его в страдании.

Почти одновременно с Маврикием, в Гельвеции, современной Швейцарии, пострадал мученик Маврикий. Вместе с воинами своего легиона он отказался подчиниться приказу и обратить меч против товарищей по оружию, бывших христианами. Со временем, Маврикию стал одним из наиболее почитаемых святых на христианском западе. Египтянин по происхождению, на Православном Востоке он известен не был.

Между Маврикием и Акакием существует особое духовное братство. Восток не знал о Маврикии, и потому его не почитал. Родной для него Православный Египет о нем не знал. Акакию же Господь даровал вселенское признание, но с течением веков он вымолил у Господа забвение. В этом истощении своей памяти он уподобился Христу. В этой удивительной способности, указывающей на родственность страдания и забвения, парадоксальный, сокрытый трагический лик победы забытых над временем, знак принадлежности Акация, и иных, уже здесь и сейчас, исключительно будущему веку.

На церковно-славянском и русском языке имя Акаций звучит, как Акакий. По-видимому, неблаговидное звучание этого имени в современном русском языке стало причиной того, что этот некогда весьма почитавшийся древний святой, сделался в среде современных христиан как бы пренебрегаем. До Русской Революции 1917 года благочестивые христиане считали своим долгом называть детей по празднуемым в день рождения святым. Поэтому имя «Акакий» еще сохранялось.

Те, кто был воспитан на богослужении и святоотеческом чтении, помнили о святом преподобном – незлобивом подвижнике Акакии из Лествицы. Николай Гоголь написал повесть «Шинель» об Акакии Акакиевиче. Возможно, знал об этом сюжете, как всякий образованный человек своего времени, понимал этимологию имени. Как подлинный писатель, а значит пророк, он невольно напоминал обществу о христианском идеале. Подобно тому, как воины «делили одежды Христа, бросая жребий» (Мф.27,35), злые люди сняли единственную шинель и тем погубили Акакия Акакиевича.

Близко по значению имени «Акакий» латинское имя «Иннокентий». На многих странах и языках известен акациевый мед, одноименное семейство деревьев. Но не только.

Согласно житию, на допросе Акаций засвидетельствовал, что родился в христианской семье. Христианами были его родители, и даже его предки. Это редкое по тем временам свидетельство объясняет и значение имени. Ведь означает оно «беззлобный», «безобидный», «кроткий». «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит», - возвещал Искупителя пророк Исайи (Ис.42,3). По сути, имя Акакия – христологическое, оно – одно из Имен Христовых.