Публикации

Святой Иаков Низибийский (+338)

26 января Церковь празднует память святителя Иакова Низибийского. Он был одним из великих героев веры Древней Антиохийской Церкви, сирийского и всего восточного христианства. Аскет, чудотворец, епископ, участник I Вселенского Собора в Никее. Современник Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. В памяти Общины Иаков хранится, как образ христианского пастырства, которого жаждут Церковь и Человечество.


Иаков происходил из Низибии – современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. Во его времена это была граница Римской и Персидской Империй, а сам город с 298 года принадлежал Римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, центром образованности, местом встречи Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине IV века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская Богословская Школа. 


Иаков родился во второй половине III века. О его жизни до монашества и епископства ничего не известно. Детали его биографии в этот период совпадают с биографией другого Отца Сирийской Церкви – преподобного Ефрема (306-373). Ефрем Сирин называл Иакова своим наставником. 

Другой великий учитель Сирийской Церкви, блаженный Феодорит Кирский (386-457), написал об Иакове в своей «Истории Боголюбцев». Это созданное около 444 года произведение спасло от забвения жития и имена многих сирийских подвижников, монахов и монахинь, и сохранило для Общины драгоценные крохи жития Иакова Низибийского.


Сирийское подвижничество известно в Православной Церкви гораздо менее египетского. Но было не менее славным, нередко еще более строгим и невероятным, чем египетское монашество. Именно в Сирии процветало столпничество, а Иоанн Златоуст (+407) в юности из-за чрезмерных подвигов подорвал свое здоровье. Влияние древнего сирийского монашества на православную аскетику до сих пор является колоссальным.


«На границе Царства Римского и Персидского есть город Низибия. Родившийся в этом городе Великий Иаков жил в зарослях под открытым небом. В пищу употреблял не то, что с трудом сеется или собирается, а что происходит само собой», - пишет Феодорит про Иакова. 


Иаков носил грубую одежду из диких коз, поверх которой был плащ. Очистив свой ум в молитве и слове Божьем, он приобрел благодать чудотворения, получил дар пророчества, которые Феодорит именует «Апостольским Светом». В 309 году христиане Низибии избрали его епископом для служения апостольскому преемству Церкви. Как и многие христиане того времени, Иаков пострадал за Христа как исповедник, но остался жив в Великом Гонении Диоклетиана (303-313).


Важно понимать, что следующие после Иакова поколения церковных людей не застали настоящих гонений. А участвовавшие в Никейском Соборе епископы представлялись им подобными древним пророкам героями веры. Именно по отношению к участвовавших в Соборе пастырям, Церковь впервые применила новое для той эпохи наименование, назвав их «Отцами». Ведь подобно Аврааму, и другим библейским патриархам и Отцам, они вели Божий Народ к догматической истине и нравственной правде.


Пророческими, по своему библейскому содержанию, являются и те знамения, о которых говорит Феодорит в своей «Истории Боголюбцев». Так, на пути в Персию, Иаков повстречал женщин, которые хотели поглумиться над христианской аскезой. Иаков наказал их внезапной старостью. Чудо, аналогичное библейским чудесам, как наказание Елисеем проказой Гиезия (4 Цар.5,27) или же знамение того же пророка с медведицей (4 Цар.2,23). 

Предание сохранило наименование «Иаков Мудрый» и «Иаков Чудотворец». Подобно Николаю Мирликийскому, Иаков избавил от казни неправедно осужденных, подобно Спиридону Тримифунтскому, став епископом, «он не переменил ни пищи своей, ни одежды». Подобно обоим, Николаю и Спиридону, Иаков лично противостал Арию на Никейском Соборе. 

«К посту, к подвигам бодрствования и к власянице, в которую он одевался, присоединились всякого рода заботы о нуждающихся, то есть попечение о вдовах, заботы о сиротах, обличение обидчиков и защита обижаемых», - писал Феодорит о епископстве Иакова. В 338 года Иаков умер в осажденной персами Низибии. Он просил Бога за свою паству и город был избавлен. «И зачем обо всем этом рассказывать тем, которые знают, что требуется от принимающих на себя подобное служение? – завершает Феодорит. - Святой Иаков особенно любил такие труды, потому что и любил, и боялся Господа этих овец».

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski