«Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человека, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым». Такими словами начинает свой труд Карфагенский Учитель Церкви Августин (354-430). Произведение, название которого последующая традиция перевела как «Исповедь» (по-латыни: Confessiones).
В этот первый день осени, как и во всякий день, когда зримыми становятся времена и сроки, Община призывается размышлению о времени и благодарении. Библейски, осень есть время благодарения. В жизни каждого из нас - и служители Церкви здесь не исключение - есть особые даты, случаи, поводы к благодарению. Но, библейски говоря, горе нам, если из нашего личного празднования и повода благодарить, такой, свой собственный, повод к благодарению бывает превращаем в общее, церковное или светское, торжество. Избирая и благотворя, Господь дает даром и дает взаймы, не ожидая возвращения данного. В ответ же Он требует личного благодарения. Личное персональное благодарение в ответ на личный неповторимый дар. Дар Веры, Дар Жизни, Дар Царства.
Благодарение – сама суть библейского бытия человека. Согласно Писанию, мир был сотворен из небытия. Из небытия в мир были приведены и мы. Мир – брат наш. Планета – наша сестра.
Из небытия все вместе были приведены и взяты. Мы не помним появления нашего на свет, из детства помним лишь немногое, а в том, что мы помним из нашего сознательного возраста, воспоминания настолько избирательны, что один день, да даже один взгляд и один жест, способен в воспоминаниях заменить собою годы. «И вот младенчество мое давно уже умерло, а я живу», - пишет Августин.
II
Одной из ключевых характеристик современности является неудовлетворенность. В первую очередь, это неудовлетворенность возрастом. Детство и юность стремятся быть старше. Достигнув, подобно героям одноименного романа Жан-Поля Сартра ,«Возраста Зрелости», мы стремимся выглядеть младше. «Пришедше на запад солнца», трепещем... Возраст дан для того, чтоб научиться прощаться. Возраст есть время, вступившее в нас. Конфронтация с временем свойственно человеку. Но если древние не могли примириться с собственной временностью, то современность сражается с возрастом. «Вечно Юный и вечно Старый. Ты обновляешь всё и старишь гордых» (Исповедь 1,4), - пишет Августин.
Еще большая опасность подстерегает человека в - наше не библейское время - тогда, когда он всем удовлетворен, успешен, богат. «Ты говоришь, «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апокалипсис 3,17).
Община, и те, кто в ней, должно тщательно искать причин к благодарению. Молить Бога открыть причины благодарить.
III
Величайший из ранних Отцов Церкви раннего христианского времени, Ириней(103-202), в своем произведении «Против Ересей», написал, что «Господь наш прошел сквозь все возрасты» (2,22,5). Ириней утверждал, что Господь Иисус был распят «стариком». При этом, он ссылался на Поликарпа, который учился у Иоанна Богослова. Чтобы понять, о чем говорит этот текст, богословы сломали множество копий. Но так и не поняли. Наверное, было не время.
Представляется, что Ириней имел в виду следующее. Ириней полемизровал с гностиками. Последние считали, что знание освобождает. Это было тайное, им одним доступное знание, аналог современных цифровых технологий, которое предлагало объяснение всех тайн бытия, и, главное, освобождение от телесных, природных и возрастных ограничений. Все это было не нужно, отброшено, не релевантно. Итак, презрение к плоти и возрасту, а, в итоге, произвольно, ко всякому человеческому состоянию… Пол относителен и может меняться. Возраст – не знание, а потому с ним можно не считаться. Приходится удивляться, насколько современен гностицизм.
Вопреки гностикам, Ириней богословствует от христологического догмата. Раньше времени, еще до соответствующих догматических споров, он теологически работает с аксиомой: «Что не воспринято, то не исцелено». Бог во Христе Иисусе спас каждого. Он обладал, ибо воспринял, телом, душой, духом, разумом, волей и действием человека. Это горизонтальная христология «человеческих параметров», которую Ириней, первым, и, пожалуй, последним, развернул вертикально. Господ принял и искупил всякий возраст. Богословию современности надлежит работать над этим. Новозаветное время есть время благодарить. Церкви же нужно учить и учиться благодарить время.
Господь искупил все то, что воспринял. Прожив каждый возраст, Он всякого сделал способным Царства. Все что Он искупил, Он воспринял. Он никому не отдаст человека. Взгляд Общины на Господа Иисуса, в контексте современного противостояния с временем, есть взгляд на Ровесника. Того, Кто понятен, Кто понял, Кто любит, Кто ждёт. Кто спустится с нами во Ад., если нужно. «Он - Брат мой». «Все что существует, вмещает Тебя. И я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня не было, если бы Ты не был во мне. Я ведь еще не в преисподней, хотя Ты и там. И даже если я сойду во ад, Ты уже там» (Исповедь 1, II), - снова пишет Августин.
Называя свое произведение Confessiones – одновременно исповедание греха и исповедание хвалы – Августин будто предвосхищал пост-модерную игру смыслами. Но главное другое. Создавая тождество между покаянным признанием и хвалебным благодарением в названии своего главного произведения, Августин указал Общине на то, что Исповедь есть время благодарить.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski