Публикации

Память святого благоверного князя Александра Невского

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Святый княже Александре, моли Бога о нас !

6 декабря церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. В этот день в 1263 году 43-летний Князь Александр был погребен во Владимире. Память Александра Невского, из воспоминания благочестивого средневекового правителя, сквозь столетия постепенно разрасталась, на закате Империи Романовых превратившись в олицетворение самобытной победоносности Российского Государства, когда заграничные церкви и соборы почти всегда освящались в честь Александра. Для Общины память благоверного князя является призывом к размышлению о политической власти в сознании Древней Церкви.

В словах Символа Веры мы читаем: «Распятого за нас при Понтии Пилате». Церковь, упоминая Пилата, не просто имеет в виду хронологию, но ставит себя лицом к лицу с Империей. По убеждению того времени, Империя могла быть только одна. Она призвана была воплощать в себе политическую власть во Вселенной. Получается, что, практически с самого начала, малая, рождавшаяся только Церковь, в лице двенадцати Апостолов, ближайших учеников Господа, и жен мироносиц, по мысли Отцов, составивших Символ, уже лицом к лицу и наравне призвана была предстоять, и даже противопоставлять себя Империи, Миру и Вселенной. Такое противопоставление Церкви и Империи было неразрывно связано с апостольским призванием всемирной проповеди Евангелия. После Константина Великого (+337) произошло казавшееся прежде невероятным: христианство распространилось по всей тогдашней Вселенной, под которой имелась в виду Римская Империя. И, Церковь, великая и славная, стала существовать в великой, казавшейся всемогущей Христианской Империи.

Спустя тысячелетие времена вновь поменялись. Прежде казавшийся непобедимым Константинополь утратил былое могущество, потерял территории, став городом-государством. Рим превратился в политическую провинцию. Христианство же – как Восточное, так и Западное - как бы переместилось на Север. И вот мы уже в Северной Руси XIII века. Пока еще лишенной могущества, раздробленной. Где великокняжеская власть, некогда бывшая единой и сильной в Киеве, при Владимире и Ярославе, ныне, в эпоху феодальной раздробленности, и монгольских нашествий, раздроблена и поделена между наследниками прежде единого трона. Но уже начинавшей преображаться в единое могущественное, единственное в своем роде Православное Княжество, а затем Царство, готовое, подобно Юстиниану, при освящении Храма Святой Софии, воскликнуть: «Я победил тебя, Соломон!». Более того, уже от себя, добавить: «Я победил тебя, Константин! Я превзошел тебя, … Юстиниан!».


Александр Невский, князь Новгородский, а затем Владимирский, для Церкви стал образом того правителя, что олицетворял власть, могущество, но призван был лишь править, спасать, мирить или усмирять то малое, что ему досталось в истории. Признание, которое Церковь воздала Александру, исторически проявилось в его весьма раннем почитании. 

Характерно, что выбранное Общиной богослужебное чтение в день его памяти - чтение из Евангелия от Матфея - начинается словами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные … (Мф.11,27-29). Это читаемое в день его памяти Евангелие указывает на особенный образ почитания. Ведь это чтение в память преподобных, послуживших Богу в монашеском подвиге. По традиции средневековых правителей того времени Александр перед кончиной принял монашеский постриг. Важно и характерно, что Церковь восприняла это решение и этот выбор Александра всерьез.  

Если учесть, что, согласно идеалу того времени монашество являлось знаком подлинной принадлежности ко Христу и Его Церкви, получается, что Церковь признала Александра своим. Тогда Община смогла понять и осознать, что, в трагических потрясениях того времени, он – с ней, как её Заступник и Защитник. Князь Тишины. Князь Утешитель.

Церковь именует Александра благоверным князем. В этом своем определении святости Александра Церковь поступила вопреки логике как своего, так, пожалуй, и любого другого времени. Ведь внешне Александр был таким же правителем, как и все мудрые успешные правители Средних Веков: защищал свое, ограждал свое от чужого. Старался сберечь своих людей и вынужден был пренебрегать чужими. Но никогда не пренебрегал Церковью. Всегда был ей предан. Очень важно, что от Князя Александра, а не от кого-либо из политически успешных, но гораздо более двусмысленных в своей деятельности средневековых русских правителей, происходит последующая историческая преемственность нашей Руси. Которая преобразилась, сделалась единой, могучей, могущественной, навсегда став … особым Миром и особенной Вселенной.

К этому предстояло идти многие столетия. Для себя же Церкви и Руси необходимо было сформулировать и хранить идеал мудрого правителя. Того, кто, как великие Христианские Императоры, осознавал бы свою ответственность за всю Вселенную, но отныне должен был нести такую же, или гораздо большую, полную опасностей, соблазнов и искушений, ответственность за свою малую вселенную – малое стадо малого удела княжения. Александр прозорливо предпочел не противопоставлять себя малого великому Монгольскому Государству. Решил править в тишине. Противостоять по возможности чужой экспансии, но не ввязываться ни в какие политические авантюры. В этой, соломоновой уравновешенности, его отличие от других. 

Важно, что Александр был политиком. Не только политиком в смысле умения управлять, разделять и властвовать, и достигать своих целей, но политиком в подлинном христианском смысле этого слова, когда политика становится высшей формой любви к Церкви и к Ближнему.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski