Публикации

Проповедь на первомученика Стефана

Августин Соколовски

Сегодня, 15 августа, Церковь празднует память Апостола, Первомученика Стефана, который в памяти Церкви именуется «Архидиаконом». Этот день, завершение первой половины августа, необходимо запомнить.

Стефан – прототип, то есть первообраз всякой новозаветной библейской святости. Ему посвящена часть 6-й главы книги Апостольских Деяний, и вся 7-я глава этой же книги, весьма значительная по объему и насчитывающая целых 60 стихов. В этот день памяти Первомученика каждый православный христианин призывается к тому, чтобы внимательно перечитать это повествование, вдумываясь в каждый стих.

Итак, в 7-й главе Деяний описывается суд над Стефаном. Апостол говорит проповедь. Он подробно истолковывает весь Ветхий Завет. Стефана же судит Синедрион. То есть то иудейское судилище, которое, согласно хронологии, лишь недавно осудило на смерть Господа Иисуса.

Слушая Стефана, члены Синедриона постепенно исполняются ненависти к нему. Он же видит открывшиеся Небеса и Господа Иисуса, стоящего одесную Отца.

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», - говорится в Псалмах (Пс.109,1). Это означает, что Мессия, Господь Иисус, жив во веки и враги Его будут повержены.

Судьи Синедриона были убеждены, что победили и осудили Господа. Распяли и убили Его на Кресте. Веру в воскресение они называли обманом. Через это они сделались Его настоящими врагами. В лице самого Стефана они видели беспомощного подсудимого, который был обречен на осуждение и смерть. Но в самый момент своего беззаконного торжества, через явление Стефану Воскресшего Господа Славы, они претерпели обрушение.

Далее, смотря на Стефана, они видят лицо его, как Лицо Ангела. Лицо Ангела – лицо Самого Господа Иисуса, Которого Писание, в лице Пророка Исайи, именует Ангелом Великого Совета. В Слове Божьем нет ничего случайного!

Получается, что судьи увидели Того, Которого распяли. Суд Синедриона обернулся осуждением Суда. Беззаконники более не могли терпеть присутствия Жизни и побивали Стефана камнями.

Последние слова Стефана: «Господи, не вмени им греха сего, ибо не ведают, что творят! Господи Иисусе, прими дух мой». Те же самые слова молитвы произнес Сам Господь Иисус в момент Своей Крестной Славы.

Важно понимать, что библейская наука говорит нам о том, что Суд на Стефаном в Книге Деяний полностью, только более подробно, воспроизводит Суд над Самим Господом Иисусом, так, как он описан в Евангелиях. Очевидно, что Стефан повторил то, что ради нашего спасения совершил Его Божественный Учитель.

Стефан, по Дару Духа Святого, которым, по свидетельству Деяний, был исполнен, явил единственный и неповторимый в любви образ новозаветной святости: следование за Господом Иисусом даже до смерти. «Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни», - говорит Апокалипсис (Откр.2,10). Напомним, что имя Стефан переводится с греческого как «венец». В Слове Божьем нет ничего случайного!

Стефан молился за своих убийц. Среди убийц находился убийца по имени Павел. Так великий Апостол сам говорит о себе в своих Посланиях (ср.1 Кор.15,9).

Молитва Стефана о Даре Веры для Павла даровала Церкви и Вселенной величайшего проповедника, благовестника, миссионера и Апостола всех времен и народов. Напомним, что именно Послания Павла впервые стали именоваться Новым Заветом по отношению к тексту!

Слова богослужебных текстов о том, что Павел просветил всю Вселенную, вовсе не являются преувеличением. Ведь именно Павел, в отличие от того же Апостола Иакова, настоял на том, что Евангелие и Христианство должны быть проповеданы всем народам, а Закон должен быть упразднен.

Какое нравственное поучение следует вынести нам из этого летнего празднования в честь Стефана?

Это необходимость читать Писания. Зная, что тексты Писания – не просто слова и буквы, но, выражаясь словами святителя Августина, пища и питие, Тело и Кровь Бога, воплотившиеся в словах.

Это необходимость ежедневно смотреть на себя в зеркало. Видим ли мы человека, быть может зверя, быть может, нечто видоизмененное, выражаясь образно по названию фильма, «о чем говорит кожа, в которой я живу». Отображается ли Господь Иисус в нашем видимом Лице Ангела, в отношении к ближнему, как того ждет, жаждет и требует Бог.

Это молитва и проповедь. Чтобы, ходатайством Первомученика Стефана, Господь сделал нас маленькими Павлами. Чтобы за всю нашу жизнь хотя бы один повстречавшийся нам человек пришел ко Христу.