Публикации

АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Древние Символы Веры именуют Церковь «Апостольской». Апостолы были мирянами. Они установили в Церкви епископат. Потому что передача дара в институции могла сохраниться только через сакраментальность. Таинства суть «мощи Христовы», они знаки, реально обозначающие реальное, здесь и сейчас, единовременное присутствие Бога среди людей.

При этом традиционное представление видит в апостолах своего рода «сверхепископов», которые могли единолично поставлять себе преемниками «обычных» епископов.

Однако, практика единоличного рукоположения одного архиерея другим была обычной для Древней Церкви. Сведениями об этом богаты как «Церковные Истории» древних авторов, так и жития. Поэтому, сама по себе такая практика ни о чем особенном в плане власти, дара или юрисдикции не говорит.

Одновременно, восприятие апостолов, как своего рода «первоначальных епископов» порождает «прошивку» епископов сознанием того, что Церковь в том виде, как она существует, им обязана, а не они обязаны ей всем. Они – «выдумка» Церкви, но уверены в том, что Церковь – дело их рук.

Иисус обещал Апостолам вернуться вскоре. Замедление Парусии породило епископов. Они – следствие и инструмент, но никак не причина и не основа. «Вы будете ловить рыбу для людей» (Мк.1,17), - сказал в Евангелии Иисус Господь. Изначальное призвание Апостолов – в служении людям, а учреждение апостолами епископов – в способности Церкви, как Общества Верующих, доколе Он не придет» (ср.1Кор.11,36) это служение сохранить.