Публикации

Отдание Праздника Рождества Христова


 
13 января, 31 декабря, когда Община, как Церковь, прощается с Праздником Рождества Христова, и, одновременно, как светское сообщество, по юлианскому календарю, прощается с минувшим годом и десятилетием, важно вновь обратиться к смыслам Рождественского События, чтобы, на пороге нового десятилетия всмотреться во Время и Рождество.
 
Рождество Христово – событие великой божественной славы. Во все времена человечество думало возносить Богу подобающую хвалу, славословие и поклонение. В Рождестве Христовом было явлено, что Господь не нуждается в этом. Господь приходит не в великом Иерусалиме, а малом Вифлееме. Рождается в вертепе. Грядет упразднение Храма, рождение бедной, странствующей Церкви. Церкви Бога, «Который был мертв» (Апок. 1,18).
 
В событии Рождества Христова волхвы - по преданию бывшие и царями - приходят поклониться Ему. И более не замечают, что это – вертеп, и ясли, а кругом домашние животные. Потому что цари видят перед собой Господа - Царя Славы, и весь мир становится Его Дворцом. Обителью Великого Царя. Упраздняющей все человеческое и надуманное божественное величие и великолепие. «Ибо ты говоришь: "я богат"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апок.3,17).
 
В событии Рождества Христова Ангелы славословят как дети. Они призывают к славословию пастырей. Все происходит наоборот. Потому что теперь не люди обращаются к Ангелам, как к посредникам, как это было прежде. Но сами Ангелы просят людей возликовать. «Ибо не Ангелам покорил Бог будущую Вселенную», - написано в Апостольских Посланиях. «Я пал к ногам Ангела, говорившего со мною, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово» (Апок;19,10).
 
 
В событии Рождества Христова ночь становится светом. Ангельское славословие наполняет не небо, но землю. Не угрозой, но любовью к людям славословит Бога, воспевая, что отныне в людях – Благоволение Творца. Отныне, вне Мира – нет Спасения. «Бог погубит губивших землю» (Апок.11,18).
 
В Событии Рождества Христова, одиноким остается один единственный человек. Единственный, кто так и не понял перемены времен. Кто смешивал политику и религию. Царь Ирод. Он просит волхвов сообщить ему тайну места рождения Мессии, чтобы «пойти и поклониться». Поклониться, как прежде цари преклонялись перед Царем Царей из Вавилона. Но Господь уходит от него. Господь уходит в Египет. «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли», - звучит пророческое моление (Исайя 26,15). С таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город: в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле (Апок.19, 21.24).

В событии Рождества Христова Бог с нами. И не только с нами, но и в нас. В сердцах наших происходит чудо. Мы приобщаемся явлению Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, однажды и навеки изменившего Историю. Явившего нам истину о том, что отныне мы – вечны. Отныне мы – навсегда в руке Божией. «Он положил на нас десницу Свою и сказал: не бойся» (Апок.1,17).

В событии Рождества Христова великое стало малым. Господь Иисус принял от нас наши тело и кровь, Он принял от нас нашу плоть. Он принял от нас все наше, но не оставил себе ничего. И отдал нам все Свое. Даровал Свое Тело и Кровь. В Евхаристии мы приобщаемся Бога. «Агнец Божий пасет Общину и водит ее на источники вод» (Апок.7,17).

В событии Рождества Христова, с нами – Бог. Родившийся Искупитель, Вознесшийся на Небо, Взявший человека с Собой в Свою Славу, Грядущий Мессия, Иисус Господь. Готовящий нам Царство. Царство, которое – явленное сегодня в Вифлеемских Символах – в конце времен вот-вот воссияет в Великом Славословии Осанны. Отныне История – Приготовление Трона. Верные «пребывают ныне пред престолом Бога, и сидящий на престоле будет обитать в них» (Апокалипсис 7,13-15).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski