Публикации

Святая Агафия Сицилийская (Панормская)

18 февраля Церковь чтит память святой мученицы Агафьи. Малоизвестная и сейчас почти забытая на православном русском востоке святая, Агафья – одна из наиболее почитаемых древних мучениц. О ней проповедовали Амвросий и Августин, а Папа Дамас посвятил Агафье особый гимн. Имя мученицы упоминается в римской евхаристической молитве, вместе с апостолами и другими избранными святыми. 
Примечательно, что по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, в день её памяти, в феврале 2015 года, честные мощи угодницы Божией были торжественно встречены духовенством и верующими Южной столицы. 

Мученица Агафия Панормская имеет особую благодать спасать призывающих ее святое имя в молитвах от землетрясений, пожаров, извержений вулканов и иных катастроф и стихийных бедствий. 

Своей покровительницей Агафью считают Сицилия, Рим и Константинополь, а также Испания, Мальта и Бельгия, Германия и Австрия. Агафья, или, по-другому, Агата - одна великих героев веры, подвигом которых вдохновлялась Вселенская Церковь. 

Святая пострадала за Христа при Императоре Декии (249-251). В 250 году царь издал указ о возвращении к вере предков. Каждый житель Империи должен был принести жертву богам. Принесшим выдавался особый «паспорт жертвоприносителя» (libellus), а отказавшиеся считались врагами отечества. В гонение Декия пострадало множество христиан, был жестоко мучим Ориген, обезглавлены целые Церкви: убиты Вавила Антиохийский, Александр Иерусалимский и Папа Римский Флавиан. Преследование Декия было первым в Империи всеобщим антихристианским гонением. 

Святая Агафья была родом из Сицилии и гонение встретило ее именно там. Правитель Кинтиан пытался принудить ее к отречению, в особенности стараясь посягнуть на ее девство. Вначале он поместил ее в дом разврата, а затем пытался воздействовать не нее силами и угрозами. Твердая решимость святой повергла его в бешенство, и он повелел отрезать ей грудь. Согласно житию, в темнице Агафье явился Апостол Петр. Но святая отказалась спастись бегством, чтобы не подвергать стражников наказанию. «Я не хочу лишиться венца мученического, и навлечь беду на стражей». На утро правитель повелел бросить святую на раскаленные угли. Так святая скончалась от боли и ран. 

Страданию мученицы Агафьи, и других христианских дев, присуща особенная теологическая семантика. Святая была посвященной Богу девой, согласно житию, ей было около 25 лет. Само это посвящение, юность и вера во Христа приводили язычников в бешенство. Сначала уговоры, затем мучения, нанесение увечий, и, наконец, смерть. Точно также беспощадная римская власть поступила с другими христианскими девами, святыми Татьяной, Екатериной, Анастасией и Варварой. Но именно в этой кажущейся схематичности страдания древних благочестивых дев для окружающих раскрывалась тогда суть христианского исповедания. Неприкосновенность принадлежащего Христу, суверенность посвященной Богу плоти, телесная святость здесь и сейчас, не принадлежность человека во Христе себе, постоянство дарованного Богом решения, вера в воскресение тела. 

«Надежно и радостно шел Андрей на крест, потому что спешил к Твоей сладости. Эта сладость так наполнила верховных Твоих Апостолов, что один из них возжелал стремглав быть распятым на кресте, а другой не убоялся подклонить под меч свою голову. Чтобы купить сию сладость, Варфоломей отдал свою собственную кожу. Чтобы вкусить ее, Иоанн бестрепетно испил яд. Сей-то неизреченной сладости Твоей вкусила и оная дева Агафья, так, что, радуясь и торжествуя, шла она в темницу, как на пир» (Августин, Беседы души с Богом 21). 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski