Августин Соколовски
Евангелие было написано почти два тысячелетия назад. Многие образы, присутствующие в евангельском тексте, более недоступны нашему непосредственному пониманию. Печальным для нас образом, они не соответствуют реальности, в которой пребываем, миру, в котором живем.
Однако, в том же евангельском тексте присутствуют и образы, которые, при внимательном их рассмотрении, соответствуют нашим контекстам как никогда. Они несут большую духовную пользу, если подходить к этому соответствию ответственно.
Москва, Париж, Прага, Вроцлав – эти великие города обладают весьма древней историей. Древняя история – это история людей. А история людей — это история смертей. История кладбищ.
Многие существовавшие прежде кладбища были ликвидированы. Сознательно или просто стерты с лица земли временем, забвением, слабостью человеческой памяти. Не случайно, одно из важнейших заупокойных прошений Церкви в дни вселенского поминовения, в так называемые, «родительские субботы», молитва за тех, кого некому помянуть и о ком некому помолиться. Память противостоит забвению, забвение – младшая сестра памяти. На месте прежних кладбищ стоят дома, живут люди, ходим мы.
В 11-й главе Евангелия от Луки, Господь, обличая книжников и фарисеев, говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (11,44). Гробы скрытые – стертые с лица земли кладбища, гробницы, забытые людьми. Этот образ дан Господом в помощь нашей повседневности, в нашем ежедневном странствовании улицами древних и новых городов.
Земля, скрывающая прежние кладбища. Земля, в которую мы обязаны будем вернуться. Земля - наша колыбель и сестра.
Слова Господни сказаны, чтобы Духом Святым стать напоминанием, сделаться вопросом, не уподобляемся ли мы, живущие, тем гробницам, которые невольно и незаметно попираем ногами, и в которых, пусть и в других месте, рано или поздно сами окажемся.