Августин Соколовски
2 (15) июля Церковь празднует память святителя Фотия Киевского. Поскольку местом пребывания Киевского Митрополита со времени святителя Петра была Москва, по традиции его преемники во главе Русской Церкви, среди них Фотий, именуются митрополитами московскими.
Примечательно, что местопребывание митрополита в Москве началось с 1325 года, то есть ровно тысячу лет спустя после I Вселенского, Никейского Собора. Москва была выбрана потому, что была единственным в северной Руси крупным городом, в котором не было собственной епископской кафедры. Согласно древним канонам, два епископа не могли пребывать в одном городе одновременно.
Святой Фотий был последним православным ромеем, то есть гражданином Восточно-Римской Империи, Византии во главе Русской Церкви. В письменных источниках его называют греком, но это, конечно же, анахронизм. Поскольку его преемник, Герасим, был на кафедре всего пару лет и пребывал в Литве, будучи русским, а следующий митрополит Исидор присоединился к Флорентийской Унии с Римом в 1439 году, а затем бежал, именно святой Фотий стал прощальным олицетворением того далекого времени, когда Русская Церковь еще не обладала автокефалией, и была митрополией Вселенской Церкви.
Судя по дошедшим до нас сведениям, в нем было все от иерарха глубокой христианской древности. Он был монахом по призванию и до своего поставления на служение находился в послушании у старца. Уже будучи митрополитом Русской Церкви, он не имел каких-либо личных интересов, и, подобно древним святителям, заботился прежде всего о благоустройстве церковном. Он восстановил единство Церкви, добившись в 1420 году упразднения самостоятельной западнорусской митрополии. За время отсутствия митрополита в Москве до избрания Фотия епархиальные дела пришли в запустение, и именно он восстановил прежнее благочиние. Подобно древним Отцам Церкви, он предузнал время своей кончины в особом видении; Ангел Божий явился ему и определил время на покаяние. День памяти святого Фотия по современному светскому календарю приходится ровно на преполовение лета. Такое совпадение помогает сохранить в памяти эту дату.
Святой был митрополитом Русской Церкви на протяжении весьма долгого времени, с 1408 по 1431 год. Если можно видеть во святых олицетворение эпох, то святой Фотий стал такой живой иконой предыдущих веков. Спустя всего 22 года после его кончины Константинополю предстояло пасть под ударами османов. Русская Церковь начинала свое самостоятельное странствование в истории. Пребывая в Общении Святых пред Богом, святитель Фотий ходатайствует на небесах о своей пастве.