Публикации

ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ

Августин Соколовски

Для понимания того, что именно произошло в событии Входа Господня в Иерусалим, необходимо обратиться к понятию Событие Христово, обозначающему все сказанное и сделанное Господом нашим Иисусом Христом. Нужно также обратить внимание на постепенность развития библейской тайны в истории. Само бытие библейского народа — это История Завета. Последняя же бывает явлена в Библии, как история неверности человека и верности Бога. Об этом говорят библейские книги, возвещают пророки.

Завету сопутствовало обетование. Бог обещал человеку, что Завет будет исполнен. И это исполнение Завета совершилось исключительно в явлении Мессии. Иисус из Назарета — отрок Божий, провозглашавший весть о Царстве, в Свои последние дни явно свидетельствовал о том, что Ему предстояла смерть на Кресте. Но у смерти этой не было присущей всякой человеческой смерти со времени Адама обратной стороны, имя которой — грех. Уход Господа с земли живых — жертва, в которой была раз и навсегда исполнена тайна верности библейского Завета. Об этом Сам Иисус сказал на Тайной Вечери, вовеки обозначив реальность Своего присутствия с верными в Евхаристии. «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Иисус исполнил Завет, одновременно, явив в этом мире истину о том, что божественная любовь может быть воспринята человеком. Избрание, рождение, путь, слово и дело Иисуса из Назарета стали исполнением Завета и явлением подлинной человеческой религиозности — преданности и верности делу Божию в пути жертвенного служения. В свете Библейского Слова важно понимать, что Иисус был подлинно религиозен.

Воля Божия состояла в том, чтобы смирение и уничижение, воспринятые Единородным Сыном, были исполнены полностью. От следовавших за Господом требовалась вера в Него как Посланного Богом, признание, что слова Его возвещали волю Отца. Исцеления и чудеса, совершаемые Им, призваны были являть пришедшее спасение, которое, согласно Библии, означало принятие отверженного, восстановление разрушенного, воссоединение разделенного и прощение осужденного. Слава Иисуса до Воскресения — свидетельство грядущего Царства.

 Чудеса и знамения Христа свидетельствовали о приближении Царства Божия в силе. Но только Воскресение Христово дало возможность апостольскому кругу узнать в делах и словах Воскресшего — Самого Бога, бывшего среди них. Во Христе все свидетельствовало о Его божественности, но воспринято было это свидетельство только после Воскресения.

Новозаветные Писания говорят о Христе в свете Его Воскресения. Послания Павла, Соборные Послания, Книга Деяний, Евангелия, и, конечно же, Апокалипсис были написаны уже после Пятидесятницы и отражают понимание учениками новозаветной истории именно в этой пасхальной перспективе. Они смотрят на Христа как на Воскресшего и Прославленного Господа. На современном языке такое восприятие называется ретроспекцией — воспоминанием того, что было подлинно, но пребывало неузнанным.

Более того, вся история Церкви и Вселенной после Воскресения Господа, а Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на Апостолов, в данной перспективе, это часть События Воскресения, является путем постепенного понимания смысла слов Христовых: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).

Важно понимать, что Бог Библии — это не неизменяемый, всемогущий, бесстрастный, всемогущий «бог философов и ученых», как пишет Блез Паскаль (1623–1662) в своем «Мемориале», но «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Бог Библии радуется и скорбит, принимает и отвергает, Он, как об этом говорится в молитве исповеди, сокрушается о наших злобах. И Он… избирает. Во Христе Иисусе исполнилась тайна божественного избрания.

В мессианской библейской перспективе Он есть Тот Единственный Избранный, кто способен исполнить Завет. Стать человеческим ответом, тем «бесконечным я» и «безоговорочным аминь», Кто принесет избавление истории (2 Кор.1,20). «Здесь пусть смолкнут заслуги человеческие, погубленные в Адаме, и да царствует царствующая благодать Божия через Иисуса Христа», — писал об этом Отец Церкви, учитель Карфагенской Церкви епископ Августин в книге «О Предопределении Святых» (15,31). Слово «святой» здесь вовсе не случайно. Ибо Иисус Господь – образ божественной, и, одновременно, прототип и источник всякой человеческой святости. Имя Его - предопределение ко спасению.

Иисус проповедовал, благословлял, исцелял, очищал прокаженных, изгонял демонов. Господь приближал к себе грешных и отверженных. Так происходило потому, что всякое человеческое общество было и есть обществом разделения. Человечество — сообщество разделенных. В свою очередь, общество библейского народа времен Иисуса Христа было разделено в высшей степени. Больные, грешники и мертвые были отвержены, помещены в вечный карантин. Но Господь Иисус вновь собрал Свой Народ.

Земное служение Господа продолжалось, согласно общепринятому мнению толкователей, около трех лет. «Господь Иисус вышел на проповедь, имея около тридцати лет», - свидетельствует Евангелие (Лк. 3:23).

Для того, чтобы спасительное служение Господа Иисуса окончательно свершилось, Ему было должно воцариться. Именно для этого Он вошел в Иерусалим. Исполняя пророчества о Мессии, Он воссел на осленке — этом единственном в Писаниях животном, которое оказалось способным увидеть Ангелов и заговорить человеческим языком. «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкой. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?», - повествуется в Пятикнижии (Числ. 22:27-28).

Входу Господа Иисуса в Иерусалим пытались воспрепятствовать представители религиозной власти Израиля. Пытались остановить Пришествие Мессии: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф:21, 15–16).

Господь пришел как Мессия, вошел в Иерусалим, чтобы воссесть на Троне. Для правильного празднования Входа Господня, из восприятия этого события необходимо исключить всякий фатализм.

Господь мог воцариться над Израилем и Его Мессианство могло исполниться. Но Он был отвергнут, а Его Мессианство было приостановлено. Приостановлено религиозными и политическими вождями Народа и властью Империи в лице Пилата. Подобно тому, как современные правители вводят чрезвычайное положение и приостанавливают действие закона, современные Иисусу князья мира сего попытались приостановить Его Мессианство.

Господь вошел в Иерусалим и взошел на Своей подлинный Трон. Троном сделался Крест. Именно на Кресте Господь объединил и обнял Своими человеческими, покалеченными, но тем более всемогущими руками весь род людской и всю Вселенную. С этого момента История превратилась в ожидание. И потому Вход Господень в Иерусалим есть эсхатологический, ожидаемый праздник. Праздник Будущего. История стала приготовлением Трона. «Приготовление Трона» – одно из важнейших изображений в древних православных храмах.

Ликование учеников, спонтанный жест простого народа, постилающего свои одежды на пути Царя — это несомненное пророческое отображение наготы будущей крещенской купели. Наконец, ныне совершенно забытое подлинное значение пальмовых ветвей во времена Господа красноречивей всех возгласов и слов. Ведь по убеждению Израиля того времени, пальмовая ветвь в руке была символом независимости от Римской Империи!

Важно подчеркнуть, что Церковь именно празднует Вход Господень в Иерусалим. «В сей день благодать Святого Духа нас собрала, и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем, Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних», - поется в стихире праздника на вечерне. Важно помнить и понимать, что пальмовые, вербные, и любые другие ветви в наших руках в этот день — знак нашей, во Христе, независимости от… Царства Смерти. «Ибо поглощена будет смерть навеки» (Исаия 25,8).