Публикации

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Православное празднование Пасхи почти всегда приходится на майские дни. «Днесь весна благоухает», - поется в одном из песнопений этих дней. Пасхальное приветствие «Христос Воскресе» заменяет собой всякое любое приветствие. Церковь же, как Общество Верующих, сердцем и устами провозглашает эти слова, каждое из которых обладает особенным весом и великой гравитацией. Ибо несет в себе первоначальный опыт этой подлинной весны мироздания - События Воскресения Христова.

«Христос Воскресе» – это не просто сообщение о том, что Иисус жив, но один из первоначальных Символов Веры. В этом первохристианском возгласе исповедуется вера в то, что Господь Иисус – Мессия, Христос, Помазанный Богом Спаситель Мира, в котором, и только в Нем, подается избавление. «Бог воскресил Его из мертвых, и Он есть камень, сделавшийся главой угла, и нет ни в ком ином спасения», – говорится в книге «Деяний Апостолов» (Деян.4;10-12).

«Христос Воскресе» – исповедание веры в то, что Господь Иисус воскрес. Он восстал из мертвых, и смерть более не имеет над Ним власти, «Им более не обладает», как об этом говорит Писание. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Деян.6,9). Также всякий верующий, приобщенный этому свидетельству жизни и смерти Христовой, изъят из-под власти смерти силой Христа и Бога.

«Христос Воскресе» – это исповедание Господства Христова и Его Победы над смертью заменяет в пасхальные дни любое приветствие и даже многие молитвы. Оно и повторяется вновь и вновь. Так происходит потому, что свойство православной христианской веры таково, что только переданная, то есть сообщенная другим, верующим и неверующим, она оживает в сердце самого исповедующего и становится настоящим его достоянием.

Ведь вера – не собственность и не приобретение человека, но Божий Дар. Неподотчетный, суверенный, безначальный, то есть, если переводить с греческого оригинала буквально, – анархичный Дар Бога и Отца во Христе Иисусе. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Эф.2,8). Вера это синоним благодати, дар дарованный даром.

Произнесение слов «Христос Воскресе» приобщает произносящего их, каждого человека по отдельности и всю Церковь, как Тело Христово, опыту святости святых. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», – написано к книге Откровения (Апок.7,9). Представляя себе это великое множество святых, служащих Богу и помогающих людям день и ночь, Церковь ожидает исполнения времен. 

Провозглашая Символ Веры пасхальных дней, «Христос Воскресе», Церковь вспоминает событие Воскресения, радостно сообщает, то есть благовествует его другим, и, как подлинную нечаянную радость от Бога, получает от Него способность жить Воскресением Христовым устремляясь в будущее. Говоря языком Библии и Богословия, Пасха по дару веры во Христа Иисуса, обретает будущее, эсхатологическое измерение. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Аминь. Ее, гряди, Господи Иисусе», - говорится в Книге Апокалипсис (Апок. 22;12,17-20). Церковь, как Общество Верующих и Невеста Христова, вместе со святыми Бога Живого, уже здесь и сейчас ожидает возвращения с Небес Господа Иисуса. Этому ожиданию должно исполниться вскоре.