Публикации

Собор 70-ти Апостолов


17 января, в преддверии Дня Богоявления, Община празднует память Собора 70-ти Апостолов. Об избрании 70-ти учеников и послании их на проповедь повествует 10-ая глава Евангелия от Луки. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лук.10,1).

По свидетельству Евсевия Кесарийского (260-340), «имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нет». Это свидетельство Отца Церковной Истории очень весомо. Тем не менее, в древних месяцесловах, а также в творениях, приписываемых Ипполиту Римскому (170-235) и Дорофею Тирскому (255-362) содержатся списки апостолов от семидесяти. Имена в этих списках не всегда совпадают, и, в этом смысле, Евсевий прав. «Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников», - далее пишет он (История 1,12).
Число 70 само по себе глубоко символично и тесно связано с самой историей библейского народа. Так, в Книге Чисел Моисей поставил 70 старейшин. «И сошел Господь в облаке, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам», чтобы «они несли с Моисеем бремя народа, а не он один носил» (Числа 11;16-17; 24-25). Богодухновенный, по мнению Древней Церкви, библейский перевод на греческий язык выполнили 70 толковников, а Вавилонский Плен длился 70 лет. 
По мнению иных комментаторов, Апостолов было 72. В доказательство этого ими приводилось свидетельство отдельных древних списков Евангелия от Луки, где, вместо 70-ти, было именно это число. Таким образом, по мнению толкователей, число апостолов также становилось символом. Так, по убеждению иудеев эпохи Господа, в мире существовало 72 языческих народа.  Число же колен Израиля 12, помноженное на число совершенства творения и символ богатства 6 – в итоге дает 72. Зная об этой древней традиции, святитель Димитрий Ростовский прибавляет к списку 70-ти имена Дионисия Ареопагита и Симона Нигера. 
Апостолом от 70-ти был Евангелист Марк. Марк не входил в число Двенадцати Апостолов, но, как и Лука, стал автором Евангелия. Однако, значение его имени в зарождении первых христианских общин колоссально. Согласно Преданию, Марк проповедовал в Палестине, участвовал в путешествиях Павла по Средиземноморью, успел побывать в Риме, где помогал Петру.  Марк основал Церковь Александрии, где завершил свою жизнь в мученическом свидетельстве в 60-е годы первого столетия. 
Статическая конфессиональная догматика прошлого была убеждена, что догматы Церкви пребывают неизменно. Но для нас, обладающих колоссальным богатством накопленного догматического и исторического знания, подкрепляемого многочисленными научными дисциплинами, среди которых много новых, очевидно, что догматы могут возникать и исчезать, могут актуализироваться, или, наоборот, утрачивать актуальность. 
Если перевести эту реальность на доступный для нашего понимания язык, то, можно сказать, что в том, как догматы воспринимаются вероучительным авторитетом Церкви, сознанием верных, а также светским сообществом, догматы удивительно похожи на современные биржевые котировки. 
Они могли или могут обладать сиюминутным или долговременным весом, авторитетом, могут его утрачивать, становится менее важными и даже совершенно забываться. Догматы могут выходить из употребления, утрачивать свое присутствие на Востоке, Западе, или в других частях Христианского Мира. 
Одним из догматических убеждений раннехристианского прошлого было учение о том, что, из всех основанных апостолами Церквей, особенным авторитетом обладали те из них, чтобы были основаны Петром. 
Эта идея о первенстве в Церкви получила название «Петринского Примата». Такими главными Апостольскими Церквями были: Антиохия, Рим, и … Александрия. Считалось, что именно в этих Церквях учение содержалось в полноте и они, в силу непосредственного преемства от Петра, не могли погрешать в Истине. К этим апостольским Церквям необходимо было обращаться в спорах. 
Как место мученического свидетельства Петра, Рим обладал приоритетом. Александрия была основана Марком – Учеником Петра. «Приветствует вас Марк – сын мой» (1 Пет.5:13), - говорится в Послании Апостола Петра, написанном из «Вавилона». Предание отождествило этот Вавилон с Римом, а в Марке видел Автора Евангелия. Антиохия была местом, где ученики Иисуса впервые стали именоваться христианами (Деян.11,26).
В истории Церкви, довольно скоро, учение о Петринском Примате было монополизировано Римом. В 330 основание Константином Великим Нового Рима в Константинополе, с последовавшим вскоре возвышением этой новой кафедры, подобно пресловутым «манипуляциям Сороса» в наше время, обвалило рейтинг Рима в Восточной половине Империи. 
В 451 году Вселенский Собор в Халкидоне (этом азиатском пригороде Константинополя на азиатском берегу Босфора) утвердил первенство Нового Рима на Востоке. Этот тип церковного примата, получивший название «политического», подорвал позиции Александрии. В ответ Кафедра Апостола Марка, «завернувшись по нагому телу в покрывало» (ср.Мк.14,51) - этот несомненный символ Крещения в марковом Евангелии - была само-изолирована от единства церковного общения с Константинополем и Римом, и последовала за Господом Иисусом в Одиночестве.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski