16 февраля, на второй день Праздника Сретения, Церковь чтит память пророка Божия Азарии. Обличитель Царей и современник Илии, Азария был одним их тех библейских прозорливцев, устами которых глаголал Дух Святой. Он жил в X веке до Рождества Христова и пророчествовал в Иудейском Царстве во время правления Царя Асы (908-968).
Аса был внуком Соломона, за грехи которого, согласно Библии, Царство Народа Божия распалось надвое (3 Цар.11,11). Израиль пребывал в идолослужении, Иуда же колебался между благочестием отцов и язычеством. Наследник царя Авии, который был его братом, Аса правил в Иудее необыкновенно долго. Его правление продолжалось с 908 по 868, то есть ровно сорок лет (ср.1 Цар.15;8-24; 2 Пар.13,23-16,14).
За время правления Асы в Израиле сменилось семь царей: от первого, Иеровоама до нечестивого Ахава, который преследовал Пророка Илию. Аса был благочестив, но не безупречен. В правление его в Иудее продолжалось служение идолам. Призывая Бога, Аса вел войны, с Израилем, и Эфиопией. Однажды, призвав Бога, он отправился в поход. «И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Ефиопляне». (2 Пар.14,12).
Победоносный, Царь возвращался после поражения эфиоплян. С многочисленной добычей и ожидая похвалы. Но именно в этот момент пред ним предстал пророк Божий. И обличил Царя и народ в нечестии: «Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2 Пар.15,1).
Царь послушался пророка, созвал народ, истребил идолов, обновил Храм Божий и возобновил Завет. «И клялись Господу громогласно и с восклицанием, и при звуке труб и рогов» (2 Пар.15,14). Глубина проникновения идолопоклонства во все слои общества видна из того, что даже у матери Царя, Маахи, были идолы. Аса лишил ее царского достоинства. «И ниспроверг истукан ее, и изрубил в куски, и сжег на долине Кедрона» (2 Пар.15,16). За послушание словам Пророка Бог даровал Царю многолетний мир.
В этом библейском повествовании очень важна последовательность. Пророк повелел очиститься от идолов победоносному царю, тогда как в большинстве случаев подобное происходило перед битвой. Во все времена цари и сильные мира сего взыскивают Бога только в поражении и беде. Здесь же Царь и народ послушали пророка после победы. Были уничтожены идолы и обновлен завет. Имя прозорливца Азарии хранится в памяти Церкви, как напоминание, что Бог Библии нелицеприятен, а данные Ему обеты следует хранить вовек.
Празднование памяти библейских пророков необходимо для Странствующей Церкви. Ведь незнание библейского текста, забвение слов Писания неминуемо оборачивается утратой богообщения. Об этом, в эсхатологической перспективе, также предупреждал Азария Пророк. «Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона» (2 Пар.15,3).
Задолго до пришествия Христова, в Духе Божьем пророк возвещал о Боге - Хозяине Истории. Задолго до нас, в образе Царя Асы, Бог Библии предупреждал. «И сделался Аса болен на последнем году царствования своего, и умер, и похоронили его; ибо в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». (2 Пар.16,12).
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski