Публикации

СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

Августин Соколовский
Эпоха преподобного Максима Исповедника (580-662) была сложным, апокалиптическим временем. Тогда Византийская Империя начала было оживать после сокрушительных ударов, нанесенных ей Персией. В 629 году император Ираклий (610-641) вернул из персидского плена и торжественно воздвигнул Святой Крест, Православное Царство возвратило потерянные было территории.
Однако, к тому времени Александрийская и Антиохийская Церковь полностью, или в значительной степени отделились от Православия, сформировали свои собственные иерархии во главе со своими патриархами. Они встали на путь отрицания решений IV Вселенского Собора в Халкидоне, придерживались еретического для православных монофизитского догмата.
Более того, в то время начал свою проповедь мусульманский пророк Мухаммед (570-632). Так, что отвоеванные у Персии территории были вскоре взяты арабами. Персия попросту пала под их ударами, а ослабленная до этого римско-персидской войной Византия с трудом могла им противостоять.
В попытке вернуть монофизитов Египта и Сирии в церковное единство император Ираклий, при содействии церковной иерархии сформулировал учение о том, что у Господа Иисуса Христа не было человеческого действия (моноэнергизм) и человеческой воли (монофилетизм). Европа все еще переживала переселение народов. Казалось, что христианству более ничто не в силах помочь.
В трагических обстоятельствах и потрясениях того времени мало кто продолжал следить за чистотой православного исповедания и находиться в поисках нравственной чистоты и догматической правды. Весь мир, казалось, находился в поисках компромисса. Но не таков был Максим Исповедник.
Именно он, в союзе с православным папой римским Мартином (на престоле с 649 по 653) дерзновенно выступил против еретической политики императора в вопросах вероучения, за что в итоге и пострадал. После долгих гонений, суда и несправедливого осуждения, Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он более не мог ни проповедовать ни писать. Спустя несколько лет он умер в ссылке на Кавказе. Поскольку еретическая политика поддерживалась императорами, которые не только считали себя православными, но формально выступали в качестве критерия православности, Максим был осужден как государственный преступник. Его реабилитация заставила себя долго ждать. Оправдан Максим был на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 году, когда в его трудах были найдены важные свидетельства в защиту иконопочитания.
Но главным догматическим деянием Максима, важнейшим вкладом его в сокровищницу Православного вероучения было подробно разработанное в его трудах учение о том, что человеческая природа Христа была полноценной и настоящей, обладала подлинной человеческой волей. «Что не было воспринято Господом в человеческой природе, то не было исцелено и не было спасено», - гласит по этому поводу великая святоотеческая аксиома.
Преподобный Максим оставил после себя многие аскетические и нравоучительные произведения, а также толкования на сложнейшие места Писания. Максим не принадлежал к клиру, но был простым монахом. Однако, это не мешало ему чувствовать свою ответственность за все происходившее тогда в Церкви и в Церквях во вселенском масштабе. Этой его твердости в вере, «максималистской святой бескомпромиссности» Максима, умению жить правдой Писания и Предания в самые сложные последние времена, мы, православные христиане, призываемся подражать.