Публикации

Времена поста

Августин Соколовски 

По прошествии вот уже двух недель со времени начала Рождественского Поста важно напоминать себе о значении этого особенного времени. Помнить также о том, чем это постное время отличается от всякого другого Поста.

Библейски и исторически главным и, по сути своей, единственным временем Поста является Пост перед Пасхой. Он существовал в Церкви с самых первых веков христианства.  

«Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас», - пишет Павел (Эф. 4,5). Этому раннему Символу Веры, который Павел не формулирует сам, но воспроизводит в своём Послании, соответствовало убеждение христиан в том, что Пост, в подлинном смысле этого слова, может и должен быть только один. 

Великий Пост предшествует Пасхе и продолжается символические сорок дней. По отношению к богослужебному и астрономическому году, именуемому на языке Церкви Летом Господним, образует десятину, которую, согласно Библии, требует себе для посвящения Господь. В данном случае, это «хронологическая десятина», десятина времени. Желание человека посвятить Богу десятину всех дней. Как это безоговорочно сделал постившийся Господь Иисус за нас в Евангелии (ср.Мф.4,2).

Библейская заповедь «Не укради» - это и напоминание. О способности всех людей воровать друг у друга время. Красть без всякой потребности, в опозданиях, заставляя ждать, в пустословии, «спаме», или, как в названии книги Милана Кундеры, «Нарушенных Обещаниях». Нас долго просили, объясняя, мы согласились, но поступили по-другому. 

Великий Пост - шанс вернуть украденное у себя, у других, и, главное, у Бога, назад добровольно. Не дожидаясь того времени, когда Господь вернётся, чтобы забрать Своё (ср.Мф.24,50). Потому Великий Пост - время покаяния и сокрушения о грехах. 

Библейский Пост - полное отсутствие пищи и пития до захода солнца. Пища это радость. Она лишает нас сосредоточенности. А потому многие подвижники, среди которых Игнатий Брянчанинов, советовали есть вечером, один раз в день. Сегодня так поститься вряд ли кто способен. Эту свою неспособность следует обращать на пользу духовную. С тем, чтобы не осуждать тех, кто не постится вовсе. Потому что, в библейском смысле, среди нас не постится никто. Просто некоторые постом помнят о том, что следует постится постом.  

Рождественский Пост - особенный. Пост не покаянный, но время ожидания Господа. Поэтому в двух великих христианских традициях, Восточной и Западной, он раскрывается по разному. 

Западные христиане, католики, протестанты, и даже агностики, проводят время перед Рождеством в радости. Ожидание Пришествия в мир Бога, радость о имеющем родиться Господе, пение вместе с Ангелами: ‘Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение!’.  

В свою очередь, восточная традиция, всегда придававшая особенное значение аскетике и сформированная под особым влиянием монашества, и в пред-рождественское время тяготеет к самоограничению.  

Рождественский Пост - это школа. Взращивать в себе способность ожидания Бога. Ощущение времени как возможность ждать. 

Ожидание Рождества - не реконструкция. «Мы более не знаем Христа во плоти», - пишет Павел (2 Кор. 5,16). Литургия Праздника - не попытка воспроизвести Рождество. То, что имело место две тысячи лет назад, не подлежит воспроизведению. Но непрерывно живет в Церкви и ее таинствах. 

Цикличное сознание, возможность возвращения и повтора свойственно язычеству и магическому сознанию. Библейское же мышление - векторно. Сделанное однажды - не повторится вновь. Но оно имеет последствия. История обречена завершиться. «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», - пишет Апостол Пётр (2 Пет.3,10). 

«Верую в Господа Иисуса, Грядущего со славой судить живым и мёртвым», - согласно Символу Веры Господь имеет прийти во славе. 

Пришествие Христова - Догмат Веры. Такой же важный, как и учение о Единстве Бога, троичности внутрибожественной жизни, и подлинном Божестве и Человечестве Господа Иисуса Христа. 

Поэтому, и это, пожалуй, сама важная характеристика этого зимнего постного времени, Рождественским Постом Церковь ждёт Пришествия Господа. Ожидает Его в молитвенной точности также, как ожидали Его Возвращения первые христиане. 

Ждать как дышать, приобщаться таинству сердцебиения подлинно человеческого сердца Господа Иисуса Христа. Потому Рождественский Пост - это Время Ожидания. Переживания времени как приближения Нового Неба и Новой Земли от Бога (ср.Апок.21,1).