Публикации

СОРОК СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Августин Соколовски

22 (9) марта Церковь чтит память святых Сорока Севастийских мучеников.  Святые пострадали за Христа в 320 году в правление императора Ликиния. О важности почитания святых говорит тот факт, что великие Отцы Церкви, Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин посвятили им похвальные слова. В свою очередь, богослужебный устав о Великом Посте делает в день мучеников знаменательное исключение. В честь мучеников положено совершение преждеосвященной литургии.

Вопреки подписанному им самим совместно с Константином Великим Миланскому Эдикту (313), восточный император Ликиний вел лицемерную политику и продолжал преследовать христиан. Святые сорок мучеников были римскими солдатами. Они происходили из разных частей Империи, но входили в знаменитый XII Молниеносный Легион, сформированный еще в 58 году до Рождества Христова Юлием Цезарем. Местом дислокации легиона была крепость Мелитены, современная турецкая Малатья, где римляне держали свою армию после завоевания ими Каппадокии. Святые пострадали за Христа в Севастии, в исторической области Малая Армения, в наши дни носящей название Сивас.

Поводом для мучения послужил отказ воинов отречься от веры во Христа. За это их приговорили к медленной смерти от обморожения в водах Севастийского озера. По-видимому, пародируя святое крещение, о котором язычники слышали, что воды его дают человеку жизнь через таинственную смерть и новое рождение во Христе, мучители приготовили рядом теплую баню. Тем самым, они стремились изобразить, что жизнь сохраняет человеку не христианское убеждение, а мертвящая языческая вода. Как же пророчески подобны они были современным безбожным правителям, отлучающим людей от веры ради благополучия и комфорта!

На пути к мученическому свидетельству святые составили завещание. В нем они заповедали не разделять их мощи после смерти, дабы всем вместе ожидать всеобщего воскресения, которое наступит в конце времен. Именно из завещания нам известны имена всех святых, за исключением старшего из них, который и записал документ от лица всех. Предание сохранило его имя: Мелетий.

Впоследствии именно он не выдержал испытания, отрекся от веры и спешно устремился к бане, чтобы согреться, но тотчас пал замертво. Римский стражник по имени Аглай, которому было поручено надзирать за происходившим, в ответ на увиденное исповедал Христа. Следуя указанию Бога в особом видении, он провозгласил себя христианином и дополнил священное мученическое число сорок.

Отцы Церкви называли постоянство в добре особой добродетелью. Постоянство в добре — это способность сохранить веру во Христа даже до последнего издыхания. Эта добродетель раскрывает пред человеком Врата Спасения. Она не приобретается личными усилиями, но является даром благодати.

О даре постоянства молится Церковь в прошении «о непостыдной мирной кончине» в просительной ектенье. Пример святых Сорока Севастийских мучеников служит великим назиданием. «Обновиться духом ума вашего», - призывает христиан Апостол Павел (ср.Эф.4:23). Воспоминание о подвиге святых обновляет наш разум и совесть к внимательной молитве со страхом и трепетом на богослужении, когда мы слышим кажущиеся привычными потрясающие удивительные слова.