Публикации

Итак, поднимаем кресты. Что же сделано, дорогой мой читатель?


Кресты дивные, удивительные, - словно горят на солнце. Оно отражается в их крупных зеркалах, - удивительный дар русского модерна, - который подобно доминантсептаккорду стиля, так и остался ждать своего разрешения.
В самом начале 1911 года крест колокольни был скинут землетрясением, и, как пишут газеты того времени - висел на цепях. 
Собор пережил и закрытие в 1929, и отчаянные попытки его разрушить, как того очень хотел Страшный человек, имя которого с содроганием вспоминают на нашей казахстанской земле, - Шая Голощекин, но храм выстоял. Выстояли и Кресты, которые стали молчаливым свидетелем страха тридцатых, самоотверженного труда сороковых, видели крушение надежд в пятидесятых, отражали радость за Родину, когда наш парень Юра, исполнил мечту Циолковского....
Да, народное предание сохранило, как в 59-60 гг., крест с колокольни пытались скинуть: молодой и уверенный комсомолец подумал, что не могут же эти твердыни мракобесия вечно созерцать в своих зеркалах наш новый, построенный мир. Но вышло все грустно. Молодой человек сорвался и погиб, принеся горе в дом своих близких, а зеркала Крестов так и остались отражать белоснежные вершины Алатау.
Настало время и их: в самом начале 70-х, "дорогой Леонид Ильич", в очередной раз посещая родную Алма-Ату, которая в бытность его первым Секретарем республиканского ЦК так запала в его сердце, - решил с широкого плеча выделить средства на восстановление Кафедрального собора. И выделено было щедро – более двух миллионов советских рублей, начала 70-х – немалая сумма! Да и сделано немало! Перед группой как бы сказали сейчас, «креативных» архитекторов-реставраторов (под руководством А.О. Итенова) Научно-реставрационной и ремонтной мастерской Министерства Культуры стояла трудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность здания при условии эксплуатации его как историко-краеведческого музея. Несмотря на жесткие рамки, ограничивавшие возможности, реставраторы нашли великолепное решение, при котором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространство собора и его декор. Посетители тогдашнего музея смогли хотя бы представить былую грандиозность соборных пространств! А когда сняли реставрационные леса с фасадов, вряд ли кто из жителей города мог сдержать свое восхищение: до чего неожиданными были эти разноцветные шашки куполов, скрывавшиеся долгие годы под зелеными маскировочными одеждами. А золоченые кресты с отраженным в их зеркалах синим небом были просто потрясающи, вызывали чувство преклонения перед смелостью авторов проекта! Кресты! Золотые кресты, яркие, свободные и открытые, в своем максимальном блеске, отражали жизнь советского города эпохи развитого социализма! Это был не музей, - это был ХРАМ! И мы, дети дошкольного возраста, посещая с воспитателем старый парк, понимали, что не просто терем, наполненный чучелами живших давно животных, вызывает в нас торжествующий страх, и не летучие мыши, кружившие тогда в изрядном количестве над куполами! А именно ОНИ! Эти золото-зеркальные КРЕСТЫ!!!! Река истории неизменно течет вперед, даже если и меняет свое русло. На смену периодам полного отрицания вчерашнего, приходят ностальгия и ощущение невозможности существования без прошлого.
Юные свидетели реставрации 70-х обзавелись уже внуками, и время поставило уже задачу перед нами – вчерашними пионерами, сохранять дальше этот великолепный шедевр человеческой мысли, - не просто собор, а уникальный деревянный механизм, с динамическим фундаментом и маятниками-паникадилами, что способен сам регулировать и менять свой центр тяжести во время буйства подземной стихии……
….В августе прошлого года, почти к 110-летнему юбилею Кресты были сняты. Впервые за 110 лет. Непросто давалось это смелое решение, - не все его понимали и одобряли. Но руки Мастера любят покой мастерских, нежели ветра, гуляющие даже в безветренном городе на двадцатисаженных высотах.
Руки Мастера бережно зачищали кованный металл, что покрывался суриком и золотился, с трепетом вырезали и вставляли новые зеркала, золотили луковицы и чистили цепи, вырезали из металла звезды по старым чертежам чтобы сегодня уже эти же Кресты вновь отразили свежее утро города у подножия Вечных гор Северного Тянь-Шаня…

Кресты до реставрации:

Кресты после реставрации: