Публикации

Пророк Илия


2 августа Церковь Христова чтит память пророка Божия Илии. Имя «Илия» означает: «Мой Бог - …». И далее следует молчание. Потому что Бог наш безымянен. У библейского Бога нет имени. Потому что нет в человеческом языке слова, которое могло бы Его именовать. И даже на еврейском библейском языке имя Божие передается непроизносимой тетраграммой. Долгое время богословие считало, что это, названное Самим Богом Моисею - Его Имя - следует переводить, как «Сущий» (Исх.3,14). Ведь если попытаться прочувствовать, кем же назвал Себя Бог Моисею, должно нарушить законы языка, и вместо «Сущий» сказать «Я Буду Быть». Ведь Бог — это единственное бытие, которое обладает правом, властью и суверенитетом сказать о себе, что Он будет быть. Удивительное, ломающее параметры человеческого языка определение Богом Себя Самого. Удивительное Имя Божье.
Илия был пророком этого Бога. В IX веке, то есть почти за тысячу лет до Рождества Христова, Илия противостоял всему Царству Израиля, которое в то время служило и поклонялось Ваалу. Мерзкому, гадкому, отвратительному, жестокому и плотоядному божеству плодородия. Гласом Божьим Илия навел на Землю Израильскую более чем трехлетний голод. И посмеялся устами божественного гласа над этим псевдо-божеством псевдо-плодородия.
В жизни Илии было и жертвоприношение, которое Ваал просто не смог принять. Потому что, как об этом говорил Илия, «он, наверное, глух, или занят или спит» (3 Цар.18,27). Илия был действительно великим пророком, который опрокидывал идолов, противостоял царям и уничтожал сатанинских жрецов. Но он же был гоним, скрывался в пустыне. И ворон кормил Илию, когда пища человеческая оскудела. В отчаянии о глубине идолопоклонства в Израиле Илия просил Бога забрать его из этой жизни. Беззаконие, безбожие и гонение мучили пророка. Господь же явил себя ему не в громе, не в молнии, не в буре и не в натиске, но в дуновении ветра. И словно подтверждая правоту Илии – божественную силу провозвестия, которого не могла более терпеть пропитанная идолами земля – Бог забрал его в небеса на огненной колеснице.
Илия взошел на небо, чтобы вернуться спустя тысячу лет в Огне Преображения Господня. Чтобы там, в мистике света и огня, на Святой Горе (1 Пет.1,18) предстать вместе с Моисеем в сиянии таком белоснежном, как «на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9,3).
Но это не все. Ибо пророк Илия вернется в конце времен, как об этом свидетельствует Малахия и новозаветный Апокалипсис. Эта правда о грядущем возвращении Илии должна быть частью нравственного поучения, которое мы, как община, должны вынести для себя в день этого праздника.
Илия придет. Он будет готовить мир к Пришествию Христову, напоминая людям о правде. Православные христиане должны возродить в себе веру во Второе Пришествие Господа. Вера в Пришествие - важный и легитимный элемент Символа Веры, такой же, как и исповедание веры в Единого Бога, в Господа Иисуса, Святого Духа и единство, святость, кафоличность и апостоличность Христовой Церкви. Господь Иисус вскоре вернется со славой. Задавшись вопросом о нашем восприятии Пришествия Господня, мы признаем, что мы, как община и Церковь, утратили эту веру. Мы не ждем Господня Пришествия, но только боимся апокалипсиса.
Страх апокалиптических времен и ужасов, которые рисует нам наше воображение, упраздняет ожидание Пришествия. Неподлинные, ложные и лживые лжепророки секулярности пророчат, подобно жрецам Ваала, всевозможные катастрофы, болезни и напасти. На их лицах смерть, а в сердцах и умах – культ плодородия. Они пытаются навязать нам мнимое спасение. Церкви закрываются, но строятся банки. Ведь подлинный бог современности – Ваал. Ваалу можно противостать только верой в Единого Бога, вошедшего в историю и вошедшего во время. Бог именуется «Иисус». «Иисус» означает спасение. И только спасением именуется Бог.
В израильском народе существовала традиция оставлять за трапезой место для Илии. Приоткрытой оставляли и дверь для возможности его входа. Знали, что Илия, вернувшись, может зайти. В этот воскресный день да создадим в себе это сказочное, библейское настроение. Попробуем приоткрыть наши двери. Там, где пьем чай, там, где пища и хлеб, вспомним, как близко Господь. Будем ждать его Пришествия.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski