Наступило второе подготовительное воскресенье перед Великом Постом. За литургией читается Притча о Блудном Сыне.
Это пятнадцатая глава Евангелия от Луки, стихи одиннадцать — тридцать два. Этот текст имеет огромное значение. Можно сказать, что он в значительной степени сформировал бытие всего христианского мира. Этот отрывок создал важнейшие элементы светской культуры и церковной духовности.
Так, главное песнопение монашеского пострига посвящено притче о блудном сыне. Человек, становящийся монахом, принимает на себя его образ. Богословие говорит нам, что монашество — это не таинство, но продолжение крещения. Таким образом эта притча также отображает жизнь каждого христианина.
В культуре блудному сыну посвящены картины, произведения искусства, образы литературы. А словосочетание «Блудный сын» стало устойчивым выражением на разных языках. Удивительно, что без этой притчи невозможно представить себе историю человечества.
У этой притчи может быть множество толкований. Первое напоминает нам о христианстве. Согласно Писанию и Отцам, Церковь составилась. из иудеев и язычников. Язычники — это блудный сын. Они позже обратились к Богу, чем библейский народ Ветхого Завета.
Второе толкование — это духовная жизнь каждого человека. Большинство из нас обратились к вере сознательно. Мы отвергли прежние ошибки и пришли ко Христу. Небесный Отец принял нас в свои объятия.
Еще одно толкование напоминает нам о том, у Бога множество имен. Но главное это убеждение в том, что Бог - наш Отец. Об этом мы говорим в молитве «Отче наш». Бог стал нашим Отцом в крещении. Символ Веры начинается словами о том, что Бог - это наш отец. В одном из древних патериков написано. К одному из древних аскетов в пустыне пришел человек из города и сказал: «Твой отец умер». «Ты лжешь, мой Отец бессмертен», - ответил монах.
Бог – отец наш, Исповедание, что Бог — это Отец» - не просто имя, но догмат, суть христианского православия.
Неделя Блудного Сына — это и день всех святых. Ведь каждый святой прошел через обращение и покаяние. Каждый святой был принят в объятия Небесного Отца.
Наконец, у притчи есть и новое нравственное значение. Мы живем в эпоху постмодерны. Одним из её символов является постоянная переменчивость. Нет ничего постоянного говорит наше время. Поэтому надо понять, что возвращение блудного сына к Богу будет повторяться. Люди, народы, страны и цивилизации будут забывать о Боге, уходить от Него, приходить снова, вновь уходить и снова возвращаться в Церковь, которая есть Отчий Дом. Притча учит нас самих всякий раз снова и снова спешно и без сомнения возвращаться к Богу, она учит нас каждый раз радоваться возвращению к Богу других, радоваться, принимать и не осуждать.