Августин Соколовски
Сегодня Церковь празднует Происхождение честных древ Животворящего Креста. Это богослужебное торжество имеет один день предпразднства, а значит ежегодно совершается Церковью 2 дня, 13 и 14 августа.
По своему непосредственному значению это исторический праздник. Он связан с жизнью Столицы Восточной Римской Империи, Константинополя, в Средние Века. Тогда ежегодно в этот день по Городу, как тогда именовали столицу, совершался торжественный крестный ход с частицей Креста Господня.
В августовский летний жаркий период года в городе нередко свирепствовали эпидемии. Изнесение Креста, силой благодати и молитвой Церкви и народа Божия, способствовало их действительному прекращению.
У празднования в честь Изнесения Креста есть и другое историческое значение. Так по мнению ряда историков Русской Церкви именно в этот день в 988 году было положено начало Крещению Руси.
В наше время историческое значение Праздника Происхождения либо забыто, либо отошло на второй план.
Крещение Руси празднуется Русской Церковью в день памяти Равноапостольного Князя Владимира. Город Константинополь в 1930 году был переименован в Стамбул единоличным решением тогдашнего турецкого лидера Кемаля Ататюрка. Православное население, ромеи, как называли себя православные греки Малой Азии, были насильственно изгнаны с полуострова. Оставленные же в Городе православные постоянно подвергались преследованиям, число их уменьшалось и постепенно сошло на нет.
Однако, судьбами Божьими, День Происхождения приобрел идейное, теологическое, богословское значение. Ныне он совершается Церковью, как особенное, летнее Торжество в Честь Креста Господня.
Крест наша защита и помощь, он наше упование. Крест - знамение Победы Христовой над адом и смертью.
«Я – Воскресение и Жизнь», - говорит Господь в Евангелии (Ин.11,5). Это значит, что Воскресение – не просто историческое, и, одновременно, теологическое Событие, но и одно из Имен Господа Иисуса. Агнец Божий, Аминь, Свидетель Верный и Истинный, Аминь - эти и многие-другие имена нашего Царя Славы.
«Если Христос не воскрес – вера наша не имеет смысла», - пишет Павел (1 Кор.15,4). Крест Христов не отделим от Воскресения. Именно поэтому в молитве мы, и Церковь, как Общество Верующих, «не имеющее, где приклонить главу» (ср.Мф.8,20) Странствующее в Истории, бедное и гонимое Тело Господа Иисуса, не только упоминает Крест Христов в своем молитвенном размышлении, но и обращается ко Кресту, как к Личности.
Крест – имя Господа Иисуса. Животворящий Крест – это Сам Господь.