5 сентября, в день Отдания Успения Пресвятой Богородицы, Церковь чтит Память Иринея Лионского. Ириней был учеником учеников апостолов. Он происходил из Малой Азии, где, по Преданию, после Крестной Смерти Господа, жила Богородица. Это означает, что Ириней лично знал тех, кто знал Матерь Господа.
Ириней происходил из Смирны, современного Измира, и учился вере у Поликарпа, который был учеником Евангелиста Иоанна. Посланный в Лионскую Церковь, Ириней стал замечательным подарком Востока Западу. После того, как первый епископ Лиона, Пофин (85-177), пострадал за Христа, епископом Лиона был избран Ириней.
Хотя современное православное народное благочестие почти совершенно забыло Иринея, важно помнить, что лионский святитель был и остается одним из самых неповторимых и любимых святых ранней христианской истории. От большинства древних святых до нас дошли лишь имена. И даже сохранившиеся имена это уже бесконечно много.
Тем удивительней, что об Иринее нам известны не только отдельные, даже не биографические, а автобиографические подробности из его произведений, но и проработанная, ясная и четкая система богословского мышления. Уникальность Иринея и в том, что, в значительной степени, принадлежа к уже уходящему апостольскому поколению и к архаичному церковному устройству апостольского времени, он, своим богословием и мышлением, смог перешагнуть через время, и соединить прежнее с чаяньями и мыслью новых поколений.
Ириней написал много, но до нас дошло весьма немногое. Главным произведением Иринея считается «Против Ересей», или «Обличение Лжеименного Знания». На сотнях страниц, Ириней полемизирует с гностиками. В то время, гносис представлял собой грандиозную попытку деконструировать данность библейского и христианского Откровения, превратить его в игру символов и абстракций.
Иринею удалось не просто воспроизвести то, что было сказано до него, но предложить филигранную и подробную интерпретацию имевшихся в наличии теологических данных. В отличие от своих современников-апологетов, Иринею удалось избежать пленения богословия античной философией. Для Иринея, Церковь была тем, чем была всегда: «Общиной Интерпретаторов».
Интересно, что богословие Иринея содержит как то, что впоследствии стало классикой церковного учения, так и то, что так и не было декодировано последующей традицией.
Из первого, в целом принятого, – учение об Апостольских Кафедрах, согласно которому, Церкви, основанные непосредственно Апостолом Петром – такие, как Рим, Александрия, Антиохия – не могут погрешать, то есть ошибаться в вере, и всегда содержат истину неповрежденной.
Из второго – слова о том, что Христос дожил до старости и был распят в преклонном возрасте. Думается, именно в такой форме Ириней, вопреки унижавшим плоть, пол и старость гностикам, провозглашал бесценность всякого человеческого состояния и возраста.
От Иринея до нас дошла богословская аксиома: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом». Или же, по-другому: «Чтобы человек познал божественное в себе, Сам Бог был готов перестать быть богом».
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski