Августин Соколовски
Сегодня, в первый день февраля, Церковь чтит память святителя Арсения Керкирского. Святой был ученым монахом, богословом, поэтом, проповедником и автором богослужебных текстов. В Церкви имя его хранится, как первого в истории архиепископа острова Корфу.
О биографии Арсения известно весьма немного. Известно, что он родился в Вифании, родине Марфы, Марии и Лазаря в правление Императора Василия I Македонянина (867–886). К тому времени Палестина уже более двух столетий находилась под властью арабского халифата.
Весьма рано, в 12 лет вступил на путь монашества. Возрастом совершеннолетия церковное право древности считало четырнадцать. Столь ранний уход в монастырь, возможно был связан с, так называемым, социальным призванием. В монастырь могли уходить по причине раннего сиротства. Иными словами, у родителей не хватало средств самим вырастить детей и дать им надлежащее образование.
Будучи монахом, Арсений учился в Селевкии, затем вернулся в родные для него Святые Места, где и остался. В Палестине он был рукоположен во священники, что для той эпохи, после победы над иконоборчеством, было нормальной практикой. Напомним, что древнее монашество священства, скорее избегало. Во времена Арсения из монашествующих часто избирали епископов, и даже поставляли патриархов.
Таким патриархом-монахом в 928 году стал Трифон. Он был любим церковным народом за свое благочестие и праведность, чем не преминули, как бы неуместно и парадоксально это ни звучало, воспользоваться власть предержащие. Дело в том, что правящий Император Роман I Лакапин (920–944), готовился «передать» патриарший трон своему младшему, четвертому сыну Феофилакту. Однако, отрок «наследник» Вселенского Престола, был еще несовершеннолетним.
Перед интронизацией нового патриарха властями был введен в обиход отдельный ритуал: возводимому на священную степень был предлагался чистый лист, на котором, поставляемый должен был поставить свою подпись в доказательство собственной грамотности. «Трифон, милостью Божией архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх»». Власть предержащие всегда подозревали монахов в невежестве. Поэтому, в контексте обстоятельств того времени такое новое священнодействие в рамках чина поставления не воспринималось как нечто чрезвычайное.
На помощь в управлении епархией Константинополя, Трифон призвал в Столицу Арсения. К тому времени святой был весьма образован. Об этом свидетельствуют сохранившиеся, написанные им в память святых, похвальные слова.
Однако, инициаторы нововведения с патриаршей подписью мыслили дальше. Подпись была им нужна для написания дальнейшего текста, в котором будущий Патриарх обещал свое отречение от кафедры, как только, в 931 году, достигнет своего совершеннолетия царевич Феофилакт. Так и произошло. Трифон «отрекся» от патриаршества, то есть был попросту низложен и отправлен в тот самый монастырь, в котором прежде подвизался.
Получалось, что 13-летний Феофилакт вступал на престол архиепископов константинопольских при живом Патриархе. Тогда спустя год после отречения, низложенный Трифон в монастыре внезапно скончался…. Историки называли его патриаршество «кратким» и «бесцветным», но Народ Божий, то есть Церковь, прославила его в лике святости.
В 933 году юный Патриарх Феофилакт тотчас удалил Арсения из столицы. Он рукоположил его во епископы, и поставил архиепископом острова Корфу. В древности этот титул означал главу самостоятельной церкви. Епископы Керкиры вели свое преемство с глубокой древности. Так, Аполлодор упоминается в 325 году среди участников I Вселенского Собора. Однако, значение острова по причине исторических изменений во второй половине первого тысячелетий постепенно сошло на нет. Поэтому избрание епископа на остров было явлением нерегулярным и даже редким. Удостаивая Арсения титула «архиепископа», Феофилакт хотел скрыть сам факт изгнания. Пожалуй, наша постмодернах современность увидела бы в этом иронию.
Однако, святой Арсений к тому времени был не молод. Он знал, что возраст дан человеку в Церкви, чтобы научиться прощаться. То, что патриарху казалось ссылкой, стало для Арсения и его острова особой благодатью. Вплоть до нашего времени сохранилась пещера, куда он удалялся, чтобы молиться ночами. Господь Писания – Бог Вопреки. Господь наградил святого долголетием.
Арсению было суждено еще раз побывать в Константинополе, чтобы ходатайствовать за свою паству перед Императором Константином I Багрянородным (912–957). Право печалования, то есть защиты от гнева и правосудия власти, в древности было особым даром епископа – апокалиптическим знамением его библейского авторитета и мессианского безвластия.
На обратном пути, в Коринфе, святой Арсений занемог и скончался. Почти одновременно с его посещением Константинополя, некогда изгнавший его Патриарх Феофилакт (933–956) упал с лошади и разбился насмерть.
О биографии Арсения известно весьма немного. Словно этот монашествующий епископ сам испросил у Бога позволения сокрыться из памяти истории. Но Бог – Поэт биографий святых. Написанное Им – не стирается. Арсению принадлежит авторство канона Таинства Соборования.
«Молитвы елея – песнь Арсения», - звучит акростих. «Владыка Христе, помилуй раба Твоего’, - припев к тропарям. Подобно канону Андрея Критского (650–740), слова Арсения хотя бы раз в год плачут в сердце каждого.