Публикации

Мученица Агриппина

6 июля Церковь чтит память святой мученицы Агриппины. Святая была одной их тех многочисленных, но тем более бесценных для первых христианских поколений, посвященных Богу дев, что страдали за веру во Христа в эпоху римских языческих гонений. Среди них Екатерина, Варвара, Марина, Дорофея, Татьяна, Агафья и многие-многие другие. «Они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр.7;17).

Святая Агриппина ныне – одна из забытых святых. Но некогда она весьма почиталась Церковью. Почиталась в Риме, откуда происходила и где пострадала за Христа. Почиталась в Сицилии, куда вскоре после кончины были перенесены ее честные останки. Почиталась в Константинополе, где, по одному из преданий, спустя несколько веков оказались ее мощи, спасенные таким образом после нашествия на италийские острова арабских войск.

Сам вселенский характер почитания великой древней юной мученицы и девы возвращает нас в то время, когда глобальность, или, лучше, вселенскость находила свое отражение в поиске святости. Когда вся Вселенная, во многом тождественная тогда Вселенской Церкви ожидала, жаждала святости, прерывающей и прорывающей убивающее хронологическое время. Беззащитная святость дев противостояла мечу гонителей, устрашала кесарей, выставляла на поругание демонов.

Согласно житию, Агриппина посвятила себя Богу в юном возрасте. Будучи дочерью богатых родителей, она смогла посвятить себя делам милосердия. 6 июля (23 июня) она постра

дала за Христа при Императоре Валериане I (253–260). Претерпевшее множество истязаний, тело святой было положено там, где ныне возвышается Базилика Святого Апостола Павла и где после усечения мечом, апостольской общиной было положено тело Апостола. Агриппине в момент страдания было пятнадцать лет.

Последующее предание связывает обретение мощей мученицы, и, главное, ее сугубое почитание с великим сицилийским святителем Григорием Акрагантийским (603–680) и его современником Северином – епископом славной древней Катанской Кафедры, прославленной подвигами святителей Савина, Кирилла и Льва.

Перенесение же мощей святой было совершено вскоре после ее рождения (именно так называли древние христиане день кончины мучеников) сестрой мученицы Вассой, и отроковицами Павлой и Агафоникой 17 мая 263. Тело святой положили в пещере в небольшом селении Минео недалеко от сицилийской Катании. Прежде пещера служила предметом страха у язычников, ибо была обиталищем легиона демонов. Так великая малая Агриппина вновь стала знамением Ожидания Воскресения Мертвых, которым христианство победило мир.

Древняя Церковь видела в посвящении своего девства Богу девами особенное, ни с чем не сравнимое призвание. Посвященное Богу девство было единственным во Вселенной, и в этой своей единственности, подобным Богу местом неизменяемости. Ведь, по сути, и здесь очень важно уметь дистанцироваться от самих себя, нашей собственной эпохи и свойственного ей понимания, то, библейское, апостольское, древнехристианское сознание сумело увидеть в девстве дев приостановку времени, обрушение хронологии, прекращение, говоря словами Фрейда, властвующего над Вселенной закона репродукции и разрушения.

Иными словами, вдохновляемое библейскими текстами, раннее христианство не хотело, да и не могло видеть в посвященном Богу девстве дев просто аскезу, направленную на умерщвление плоти или сознательный отказ от деторождения. В этом, в частности, оно отличалось от гностицизма или манихейства, презиравшего и уничтожавшего жизнь, мир и плоть. «Погублю губивших землю», - предупреждает в Апокалипсисе Сам Господь (Откр.11;18).

Девство дев, и здесь особенность и уникальность именно женского призвания в глазах Древней Церкви, становилось, делалось и было местом неизменяемости, топосом отображения присутствия Того, Кто, будучи превыше законов времени и бытия, сделался человеческим бытием, вошел во время, и, говоря словами Символа Веры, «нас ради человек и нашего ради спасения воплотился от Духа Свята и Марии Девы».

«Господь близ, ни о чем не заботьтесь», - вдохновляемые этими словами Павла (Флп.4;5-6), христиане, а, главное, христианки того времени были подлинно равны Апостолам. Ведь они сумели явить миру наступление мессианского времени, указать на то, что Второе Пришествие, или, правильнее, Возвращение Господа не просто близко, но уже «здесь, при дверях» (Мф.24;33).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski