Публикации

Смердяковщина нашего времени.

Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: Иоанн 8:44

В последнее время с завидной частотой СМИ подсвечивают жизнедеятельность бывшего иеромонаха Православной Церкви Казахстана Иакова (Владимира Воронцова). Более чем за год его «торжественного» каминга-ута, совершенного после того, как он испугался прийти на дисциплинарную комиссию, он не оставляет героических усилий рассказывать о других, умалчивая о себе. Его поведение отчасти напоминает бывшего супруга, который несмотря на развод, продолжает интересоваться личной жизнью своей бывшей, пишет на заборах гадости, никак не в силах её забыть. Психологи в таких случаях говорят, что любит. Воронцов достаточно много рассказал о себе, не упомянув несколько штрихов. Поможем читателю дополнить картину.

Факт первый. Итак, уроженец Алма-Аты, от чего-то не рукополагается в своём родном городе, но едет в другую епархию, - Чимкентскую, где принимает сан. Тут можно придумать любую лирику, но факт есть факт: к 2009 году Воронцов не имел никакого духовного образования, хотя на тот момент уже действовали положения Архиерейских Соборов 2000 и 2004 года о допустимости рукоположения в священный сан лишь лиц, имеющих духовное образование или обучающихся в духовных школах. Второй причиной поездки в Чимкент было необходимое требование предоставлении справки из Психоневрологического диспансера, чего на тот момент Воронцов никак сделать не мог. Теперь вроде может, но не актуально. Но об этом чуть позже. Третьим занимательным моментом стало дело 2017 года, когда районный суд села Мерке Жамбылской области возбудил дело «за совершение молитв в горах» . Тогда совместными усилиями, в том числе и благодаря вмешательству митрополии, дело было прекращено. Стороны от комментариев отказались. Надеюсь, что, позиционируя себя честным, Воронцов когда-нибудь расскажет правду об истинных причинах дела. В то же время по всей стране, от Уральска до Усть-Каменогорска, от Петропавловска до Лепсинска действовали детские лагеря. И что-то власти не привлекли ни одного священника, кроме Воронцова. Однако, перейдём к материалу.

Своё «победное шествие» Воронцов начал с «прочтения Евангелия на казахском языке» на Пасху 2023 года, что некоторые СМИ, не разбирающиеся в церковных вопросах, преподнесли как сенсацию. Должен отметить, что на каждую Пасху практически во всех храмах есть традиция, чтения Евангелия на многих языках. В том числе и на казахском. Оно и в том году читалось по всем храмам. В том числе и на Патриаршей службе в храме Христа Спасителя в Москве. Автор этих строк сам читал Евангелие на каждую Пасху, с тех времен, когда юный Володя еще ходил в седьмой класс. Таким образом ситуация является попыткой манипуляции общественным мнением. Тут хотелось бы задать вопрос Воронцову, так много говорящему о миссии: как он был причастен к созданию молитвослова на казахском, к переводам Писания, как он участвовал в межконфессиональном диалоге, создал ли он хоть одну группу для изучения Писания?

Продолжим разбор материалов. Так, на «независимом» ресурсе The Village (условимся, что независимых ресурсов, кроме некоторых частных страниц, практически нет) корреспондент Таисия Королева называет Воронцова «широко известный священнослужитель». С одной стороны, это так. Но чем же он так хорошо известен? Построил храм? Собрал и создал общину? Тогда Интернет-поиск в помощь! Хорошими делами, как пела старуха Шапокляк, прославиться нельзя. Широко известным он стал не среди православной общины, а как говорится, в определенных общественно-политических кругах. Я бы посоветовал корреспонденту с замечательным христианским именем Таисия, прийти в храм и поговорить с обычными людьми, для формирования реальной картины (хотя вряд ли такая кому-то интересна). Тут всё по Гегелю: Диалектика, как говорится! Борясь против войны и ненависти где-то там, Воронцов намеренно разжигает ее здесь. И ненависть против совершенно непричастных людей, виноватых только тем, что они мыслят и видят ситуацию иначе, чем хотел бы Воронцов и те, кто заказывают такие материалы. Слово «свобода мнения» в их представлении давно стала СКВ, - свободно конвертируемой валютой. Тут уместно бы вспомнить и помянуть невинно убиенного в 2015 году замечательного украинского писателя и поэта Олеся Бузину. Все подозреваемые в убийстве были отпущены. Теперь, уважаемые журналисты, посмотрите в зеркало, а лучше в чистые воды родника: всмотритесь внимательно: насколько так же чиста и ваша совесть. Не забывайте, что за каждое праздное или лживое слово придется дать ответ. За нашим горизонтом смерть и Суд Божий. Журналисты отчего-то решили, что они специалисты в каноническом праве, равно как и Воронцов, который не получал такого профиля в образовании. Ну так тот же совет: придите в храм и поговорите с народом, а не с иллюзией массовости. Надо отдать должное некоторым материалам, где среди прочего Воронцов, хоть и со многими «но», утверждает: «Православная Церковь Казахстана нигде и никак не делала никаких заявлений насчет СВО», «однако народ большей частью поддерживает российскую агрессию». Тут опять же возникает вопрос: ну допустим, а что, вы собираетесь влезть в душу народа, пытаясь переформатировать её вот такими статейками? А где ж «свобода мнений»? Или, наконец, стоит признать, что понятие «свобода слова» миф в эпоху политтехнологий? Несмотря на вышесказанное, Воронцов продолжает поливать свою церковь, которая дала ему статус, сан, образование, имя – причем в прямом и переносном смыслах, трусливо помалкивая о других вопросах. Что же он так же ретиво не костерит власти страны, когда они принимают, как он считает «агрессоров»? За короткий период страну посетили и Министр обороны РФ, и секретарь Совбеза России, ожидается прибытие Президента Путина. Где ж его одиночные пикеты, как в своё время он выходил против бомбежки Штатами Югославии? Может поводок короток? Страшно? Или отмашки не было? Зачем же он поливает помоями Церковь, к которой не имеет более отношения ни юридически, ни ментально? А журналисты? Дагестанская трагедия ничему вас не научила? Когда невинного больного священника-старика убили только за то, что он был священником? У вас разве не открылись глаза на то, что потакая «жакыповщине», вы способствуете формированию ненависти к церкви у лиц, не имеющих к ней отношения?

Но полно утомлять читателя! Рассмотрим еще одну публикацию. Одиозное издание «Настоящее время», в авторском исполнении журналистки Анастасии Дзуццати, опубликовало пространный материал о «священниках, выступивших против войны» . Понятно, что они не напишут, ни про майскую Одессу, ни про уничтожение Украинской Православной Церкви, ни про её митрополитов, с электронными браслетами на ногах, своих граждан, включенными в обменный фонд, словно военных преступников. Не напишут. Потому что «это другое», да и заказа не было. Мне не интересны другие, описанные там священники. Буду говорить о ситуации, которая мне известна, руководствуясь евангельским принципом. К тому же сам, каюсь, прежде имел либеральные взгляды, пока не увидел, чего именно хочет Воронцов и куда ведет его дорога. Тут много аналитики не требуется: междоусобица, и подрыв церковного здания. Далее тезисно.

✔ «На второй комиссии отец Иаков должен был написать объяснительную и признать, что "Казахстан должен помогать России"». Это недостоверная информация. Автор лично присутствовал на этой комиссии, и Воронцова просто просили прекратить участие в политической деятельности, что, во-первых, запрещено его священнической присягой, которую он подписывал при рукоположении, во-вторых, запрещено ст.2, п 7. Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», где сказано, что священнослужители могут участвовать в политической жизни, но только от своего имени . Политические высказывания Воронцова, как действующего клирика, исключали соблюдение этого условия. Но в сухом остатке: никто не заставлял Воронцова писать подобную фразу. Интересно, опишет ли Воронцов, как на заседании этой комиссии он сорвал со стены портрет Н.Назарбаева и перечеркнул его черным маркером? Что именно он хотел показать этим действием, и причем тут Россия? Пишет, что «отправили в "ссылку" в один из монастырей Казахстана». Не уверен, что корреспондент разбирается в церковном праве, но разве можно отправить иеромонаха, которой априори должен жить в монастыре, в монастырь как в «ссылку»? Чего же он не возмущался прежде, когда его с сельского прихода «отправляли» в Кафедральный собор? Как же данный им при постриге обет послушания, который он попрал? Как же его клятва митрополиту перед Телом и Кровью, чему сам был свидетелем? Забавно, что из «ссылки» он быстро вернулся, менее чем через неделю, сломав ногу, в поисках сигнала мобильной связи. Увы, журналистка явно не Познер в своей профессии. Дальше опять дезинформация, за которую при желании можно подать в суд на издание. Но есть и правда. Немного, но есть:

✔ "Я приходил в собор – и мне никто не смотрел в глаза, все обходили стороной, не здоровались, не разговаривали со мной", – рассказывает отец Иаков. Правда. Потому что не хотели. Или это не свобода клириков на выражение, вопреки мнимой иллюзии большинства его последователей? На этом можно акцентировать, когда становится вопрос о поддержке «смердяковщины» - «жакыповщины», - как он себя назвал в Фэйсбуке, среди реальных членов Церкви. Нет у него никакой поддержки. Даже одного процента не наберется. Именно поэтому ему пришлось самому удалиться со всех чатов. Греки из команды стамбульского патриарха, будучи людьми неглупыми, это поняли, отчего и не ответили на его обращение, видимо сочтя истца нерукопожатным и не интересным. В одной из своих публикаций Воронцов сетует, что Фанарская канцелярия ему не отвечает.

✔ «Мытарства отца Иакова в церкви продолжались вплоть до июня 2023 года, когда после очередной дисциплинарной комиссии он решил оставить служение. При этом он продолжал писать о "русском фашизме" на своей странице в фейсбуке». Правда тут в том, что Воронцов сам решил оставить служение, и заявил он об этом публично, на своей странице18 июня, после чего на следующий день последовал запрет в служении. Однако сообщив, что, отказавшись прийти на комиссию, накануне пообещав это сделать, он не пишет о том, что еще отказался выполнить законное распоряжение настоятеля храма, куда был командирован, протоиерея Валерия Шаврина о предоставлении медицинских документов и справки с ПНД. (Подобное требование имеется практически во всех учреждениях разной формы собственности, в том числе и у журналистов.) Мог ли Воронцов на тот момент представить эти документы? Боюсь, что нет. В любом случае вопрос остаётся на его совести.

Причащение Воронцова у католиков также оставим на его совести, - это вопрос к «особым ревнителям» чистоты православия среди его почитателей. Каноны, если захотят, смогут найти сами. Но бывшему священнику их, наверно, можно уже и не соблюдать.

✔ В ноябре 2023 года отца Иакова вызвали на допрос в департамент полиции Алматы после анонимных доносов прихожан с требованием возбудить уголовное дело за разжигание ненависти. Разберем тезис. Процессуальное законодательство Республики Казахстан не предусматривает никаких «анонимных доносов». Заявление подала вполне себе реальная женщина, труженица, прихожанка, мать троих детей, которой не безразлично их будущее. Анна Щербакова. Да, она, хрупкая женщина, здесь несомненно контрастирует с упитанным бездетным безработным, более года собирающим донаты от сочувствующих его героической борьбе. Мало того, он это прекрасно знал, иначе бы не устроил Анне жесткую травлю на своей странице от своих агрессивных подписчиков. Не нахожу мужским такой поступок.

✔ Поводом для этого стал сбор подписей под заявлением, в котором прихожане просили прокуратуру привлечь Воронцова к уголовной ответственности за разжигание розни и оскорбление чувств верующих. Подписи собирал один из священников и бывший друг отца Иакова, отец Александр Суворов. Здесь можно смело призвать редакцию к ответу за клевету. Тут всё неправда, пожалуй, кроме «бывшего друга». Действительно считал его другом, но, ошибся. Итак, я, автор данного текста, протоиерей Александр Суворов, находясь в здравом уме, твердой памяти, при ясном сознании, действуя добровольно, понимая значение своих действий, ответственно заявляю, что не собирал подписи и не организовывал их сбор. Это была свободная инициатива прихожан. Однако утверждаю, что сам «с удовольствием», поставил свою подпись. На нелепый вопрос одного из корреспондентов, «что бы Вы хотели, чтобы с ним сделали», - отвечу: если у нас правовое государство, то, как в правовом государстве, суд определяет меру ответственности за деяние, если сочтет его противоправным и нарушающим установленные законом нормы. Выходит, как бороться с коррупционерами, все прокуроры, а там, где разжигание межнациональной розни, прокуроры становятся адвокатами? Может это до момента, пока их самих и их детей не коснётся? Но что же Воронцов не продемонстрировал журналистке текст, который он выложил публично 2 августа 2023 на своей странице в Фэйсбуке? Там его «раздражает и выводит из себя ВСЁ (!) русское». А назвать Русскую церковь «самой омерзительной из земных религий» не оскорбление? А если так кто-то напишет про татар, чеченцев, осетин, наконец? А про евреев и синагогу – там уж есть где развернуться. (Об этом даже заикнуться страшно). А про русских значит можно писать, ВЫ так считаете, госпожа Дзуцатти?

✔ Отец Иаков говорит, что к нему часто обращаются православные подписчики, в том числе казахи, крещенные в православие, которые перестали ходить в церковь: "Они там себя чувствуют некомфортно, на них там смотрят как на людей второго сорта". Мне бы хотелось задать вопрос, на кого в храмах смотрят как на людей второго сорта? Задать тот же вопрос нашим священникам-казахам: отцу Владимиру Утегенову, отцу Исааку Истелюеву, отцу Елисею Кукееву, задать вопрос нашим прихожанам-казахам. В этом заявлении Воронцова вновь попытки посеять межнациональную рознь и ненависть к Церкви.

   Не будет лишним напомнить бывшему иеромонаху, ратующему за «чистоту Церкви» и именующему себя ни много ни мало «агентом Бога», несколько изречений из отеческих текстов периода Мужей Апостольских:

1) Свщмч. Климент Римский в деле раздора, постигшего Коринфскую Церковь по вопросу о незаконном смещении священноначалия, увещает коринфян предаться совершенному послушанию тем духовным отцам, которые приняли власть от Апостолов. Таким образом, ещё даже до св. Иринея Лионского, Климентом была предложена концепция апостольского преемства, которую нарушать нельзя, ибо «не малый будет на нас грех» (Клим. 1 Кор., XLIV). Раздор, возникший на платформе первенстволюбия и хулы на установленное Апостолами священство, Климент именует прямо «преступным и нечестивым мятежом», который до безумия разожгли «немногие дерзкие и высокомерные люди» (I). Последняя фраза св. Климента в контексте характеристики, которую можно дать г-ну Воронцову, звучит более чем актуально;

2) Свщмч. Игнатий Антиохийский практически в каждом послании (коих семь, бесспорно ему принадлежащих) призывает держаться единения с Церковью Христовой через облечённого епископским достоинством: «Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: «Бог гордым противится». Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу» (Игн., Ефес. V). При этом сочувствующих смутьянам в Церкви св. Игнатий предупреждает: «Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего» (Фил. III). А г-н Воронцов с каким-то дьявольским остервенением брызгает желчью, коей у него в преизобильном достатке, и на правящего архиерея и на Патриарха и на всю Церковь, давшую ему священный сан и монашеское имя, которое он до сих пор ничтоже сумняшеся носит.

Как было сказано выше, стамбульский патриарх Варфоломей не счёл нужным отреагировать на просьбу Воронцова об учреждении на территории Казахстана подворья Константинопольского Патриархата. Таким образом, со скандалом и ложью покинув Русскую Православную Церковь, Воронцов отсёк себя от апостольского преемства, могущего легитимировать его действия. Гробовое молчание Варфоломея, видимо, не пожелавшего связываться с неудобным персонажем, лишает Воронцова последней надежды на хотя бы какую-то видимость легитимной связи с Апостольской Церковью. Казахстан уже знает, как минимум трёх самосвятных «священников», чья деятельность была направлена против Русской Православной Церкви и чья бесславная кончина прервала эту самую деятельность. Думается, что жидкий ряд самосвятов и расстриг пополнится в своё время ещё одним таким «батюшкой».

Заканчивая анализ подлогов, я перестану утомлять своего читателя, завершая статью любимой цитатой апостола Павла из Послания к Галатам: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23).

Если немногочисленные последователи Воронцова, находят хоть единый из описанных плодов в результатах деятельности Воронцова, значит есть еще надежда. Я вот, грешный, увы, нахожу лишь противоположные. И еще совет внешним: не лезьте, пожалуйста, в сферы, к которым не имеете совершенно никакого отношения.

Руководитель Отдела по связям с общественностью Православной Церкви Казахстана, протоиерей Александр Суворов

28 июня 2024 года