Августин Соколовски
15 (2) апреля Церковь празднует память преподобного Тита Чудотворца. Известно, что святой был игуменом одного из монастырей в окрестностях Константинополя. Время его жизни – IX век. Народное почитание Тита сопровождалось обилием чудотворений. К сожалению, каких-либо конкретных сведений в житии не сохранилось. Создается впечатление, что Тит Чудотворец - святой, которого не смогли выразить современники.
В житии сообщается, что святой противостоял иконоборцам. Византийское иконоборчество началось в 730 году. В 787 Собор епископов в Никее, ставший в истории Седьмым Вселенский, провозгласил иконопочитание обязательным. Обоснование почитания икон стало догматом. За этой победой последовало поражение. В 815 году иконоборчество продолжилось вновь, и было остановлено только спустя примерно четверть века, когда в 843 году Поместный Собор в Константинополе восстановил почитание икон. Судя по житию, Тит был свидетелем этого второго иконоборческого периода. Вероятно, что был исповедником.
Быть может, преподобный Тит, подобно великим древним святым, сам старался остаться в неизвестности и скрыть все доступные о себе сведения. Возможно и то, что современники его видели в нем пример добродетели, но видели таким образом, что в беспримерности его примера им просто не было за что зацепиться. Их восприятие святости было слишком поверхностным. Подобно евангельскому слепому до исцеления, «они видели людей как деревья» (Мк.8:22).
Вероятно и то, что сведения о биографии святого были уничтожены самими иконоборцами. Исторически известно, что главными защитниками иконопочитания были простые верующие и монашествующие. В ответ иконоборцы, как власти предержащие, так и иерархи, преследовали монашествующих, подвергали их физической расправе, разрушали обители.
Пожалуй, нам никогда не удастся дать ответ на вопрос о том, почему о биографии Тита Чудотворца никаких сведений не сохранилось. По сути, единственной подробностью жития святого Тита стало само его почитание народом. Лицезримость биографии преподобного проявилась в одном лишь слове. Ведь он один из весьма немногих святых, в прибавлении к имени которых написано «Чудотворец». Пример его памяти учит нас не только помнить о святых христианской древности, но запоминать каждую драгоценную подробность слов и дел окружающих нас праведников.