Публикации

Святой Григорий Палама

Григорий Палама
27 ноября начинается Рождественский Пост. В этот день Церковь чтит память Апостола Филиппа. Поэтому пост этот, особенно в дореволюционной литературе, часто именуется Филипповым. Сорокадневный пост перед Рождеством соответствует времени ожидания Праздника, а потому может, по аналогии с другой древней христианской традицией, именоваться временем Пришествия, или Адвентом. 
В этот же день Церковь также чтит память святителя Григория Паламы (1296-1359). Ввиду того, что Григорию посвящено второе воскресенье Великого Поста, это ноябрьское, осеннее воспоминание Паламы почти всегда остается незамеченным. Настолько, что создается невольное впечатление, что существуют как бы два Григория: один - известный, славный, и торжественный; и другой Григорий – забытый, смиренный, образа поздней осени. 
«В детстве я верил – и эта вера на долгие года осталась где-то в глубине моей души – что на одной из улиц есть дом, похожий на наш, и в этом доме живет другой такой же я, во всем похожий на меня, как близнец, как двойник», - пишет Орхан Памук в книге «Стамбул — город воспоминаний». Со Стамбулом, вернее, с Константинополем, была связана и жизнь святителя Григория.
Календарное празднование памяти Григория Паламы является для общины поводом вспомнить об этом великом епископе, богослове и подвижнике эпохи Заката Византийской Империи. В то время Великая Византия была городом-государством с прилегающими территориями, таким же, как сейчас Лихтенштейн, или Андорра, с тем лишь отличием, что, в отличие от последних, обладала странными анклавами в виде постоянно оспариваемых Фессалоник. Архиепископом этого года в последний период своей жизни был Григорий Палама.

В церковном сознании Григорий Палама воспринимается, как один из Отцов Церкви. Вопреки тому факту, что святоотеческая эпоха исторически завершилась с появлением Ислама. Современникам Григория казалось, что в его лице вновь ожила первохристианская древность – время невозвратной юности Церкви - когда все было по-другому. Тогда день кончины святых божьих именовался днем рождения, а почитание святых начиналось сразу же без всякой канонизации. 

Удивительно, но так, или почти так, было и с Григорием. В 1368 году, то есть спустя всего 9 лет после его кончины он был прославлен в лике святых Константинопольской Церковью. Говоря о прославлении Григория Паламы во святых, исследователи его богословия в XX веке считали, что, канонизируя личность и учение Паламы, Великая Империя и Церковь, страница которой в истории уже устремлялась к своему завершению, возжелала увековечить и забрать с собой имя и память Фессалоникийского архиепископа, подводила, своего рода, итог своему развитию, озвучить финальный аккорд. 

Несмотря на свою усложненность, богословие Григория Паламы сводимо к ряду основополагающих утверждений. 1.) Бог непознаваем, непостижим, недостижим и недоступен в Своей Сущности, но познаваем, постижим, достижим и доступен в Своем действии; 2.) Действие, то есть, буквально, на греческом, «энергия» Бога есть Его благодать; 3.) Благодать сообщается и усваивается аскетическим усилием; 4.) Божественная благодать, являемая Богом или усвоенная подвижником, может быть видима, как свет, по аналогии со светом Преображения Господня на Горе Фавор; 5.) Фаворский Свет благодати, а также другие ее явления - не тварны, то есть не сотворены, но являются Его действием, или энергиями божества. 

Биография Паламы, жизненный путь, воспитание, взросление, эмансипация, уход в монашество, период бесконечного сизифова труда богословских полемик, участие в гражданской войне, не совсем удачное архиепископство, включающее в себя турецкий плен, представляют собой бесконечный лабиринт событий, вполне достойных того, чтобы один их будущих авторов – быть может, Орхан Памук -соединил бы их все вместе в каком-то своем постмодерном романе.
 
Важно, что в Православной Церкви за Григорием Паламой закрепилось то же наименование, что почти за тысячу лет до него за Августином Иппонским (354-430): «Учитель Благодати». И Августин, и Григорий были Детьми Заката. Августин жил на закате Римской Иперии. Он умер в осажденном вандалами Иппоне - современной алжирской Аннабе. После этого мир более никогда не был прежним. Григорий Палама жил на закате Восточного Рима - Константинополя. Он предвидел, что прежнего не вернуть. Последними словами Григория Паламы были: «В горняя, в горняя, к Свету!».

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski