Августин Соколовски
Братья и сестры,
«Бог во Иисусе Христе, Сам сделался временным, чтобы освободить от времени нас», - писал святой Августин (354-430). Сегодня мы пришли помолиться перед началом Китайского Нового Года. Живущие в глобальном мире, мы, православные христиане 21го века, знаем что разные народы и континенты празднуют новый год в разные времена Так и в истории Церкви Новый Год отмечался не всегда одинаково.
Новый Год в литургических книгах и богослужебном календаре в настоящее время начинается 1 сентября. Так до сих пор происходит в Православной Церкви и даже у римских католиков. Когда-то Новый Год совпадал с началом весны, начинался в Благовещение. Были и другие даты. Пасха это тоже Новый Год, быть может, самый главный. Ведь именно с Воскресением Христовым вся предшествующая история, говоря современным языком, перезагружается. Говоря языком богословия, история мира устремляется к своему свершению, ибо более нет ничего, чтобы могло помешать ей закончиться немедленно, кроме спасения людей имеющих быть спасены, имеющих достичь спасения. «Дополнить число Ангелов, утраченное после отпадения демонов», - как сказал бы святой Августин и связанная с ним традиция учения о Спасительном Предопределении.
Новый год это всегда прощание и всегда приветствие. Мы прощаемся с теми кто покинул нас в уходящем году и кого больше с нами нет. Чтобы это скорбное «их с нами больше нет» не стало указанием о будущем, мы поручаем наших усопших молитвам святых и милосердию Бога.
В Новый Год мы идём со святыми. Есть многие известные добродетели. Это милосердие, любовь, щедрость. Но есть добродетели иного рода, одновременно, практические и умозрительные, за которые Господь также обильно воздает благодатью. Одна из таких добродетелей - запомнить как можно больше святых,, знать наизусть дней их памяти; Так чтобы время становится не просто перечислением чисел и дней, но благодатным и благодарным воспоминанием святости.
В Новый Год мы уходим прощаясь и приветствуя. Мы приветствуем все то, что Господь нам имеет даровать в предстоящем времени. Мы просим, чтобы это не было слишком скорбным. Мы просим больше радости, потому что мы люди и мы хотим быть такими, Каков наш Бог, а Бог - это радость, блаженство и счастье. Бог - будущее человека, поэтому мы просим Его приближаться к нам этой Своей стороной, не в наказании за прошлое, но в благословении будущего. Благослови нас, о Боже, Боже наш, прекрасное наше далёко!