Публикации

Собор трех святителей

Августин Соколовски, доктор богословия, священник
12 февраля Церковь празднует память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это совместное празднование в честь Трех Иерархов было учреждено в 1084 году в Константинополе при Императоре Алексее I Комнине (1056–1081). Оно имело целью прекратить возникшие было тогда разногласия о святоотеческом авторитете в Церкви. Три Святителя были провозглашены равновеликими и одинаково важными для сохранения Ортодоксии. Именно поэтому в богослужебном календаре этот праздник именуется Собором Вселенских Учителей.
У праздника Трех Святителей есть нечто общее с Торжеством Православия. Это радость о безупречности православного вероучения и благодарность Богу за то, что Духом Святым Господь Иисус воздвигал в Своей Церкви Святых Отцов. Подобное празднование всегда содержит в себе некую идею и представление, а потому на теологическом языке именуется идеологическим, или идейным. В этом смысле память Трех Святителей это и воспоминание о тех великих Церквях, к которым они принадлежали, о Церквях, с которыми они были в общении, о тех церквях и общинах, которых больше с нами нет.
Это великий город Антиохия. Апостольская столица, основанная апостолами Петром и Павлом. Одна из первых епископских кафедр. Место, где ученики Господа Иисуса впервые стали называться христианами (Деян.11,26). Антиохия дала миру знаменитую богословскую школу; подарила Церкви великого экзегета Феодора Мопсуестийского (350–428), Феодорита Кирского (393–460) и празднуемого в соборе Трех Святителей, епископа Нового Рима, как изначально назывался Константинополь, Иоанна Златоуста (347–407).
Благодаря трудам и благословению великого антиохийского святого епископа Мелетия (+381) Три Святителя – Василий, Григорий и Иоанн – просияли во Вселенской Церкви.
Антиохийское монашество прославило Церковь подвигом столпничества. Антиохийское богословие много способствовало раскрытию понимания христологической тайны, помогло миру осознать полноту человечества Христова, без чего наше Восточное Православие было бы иным.
В 526 году Антиохия была разрушена землетрясением. В 529 году Юстиниан I отстроил город заново, и в суеверном порыве переименовал его в Град Божий, по-гречески «Феополь». Но это не помогло. После арабского завоевания в 637 году великая первохристианская столица, ныне провинциальный турецкий городок Антакия, постепенно ушла в историческую тень.
Это Христианская Каппадокия. Эта огромная прежде христианская страна - по сути, восточная половина Малой Азии и целый континент, церковная митрополия с центром в Кесарии - дала миру Георгия Победоносца (284–305) и Равноапостольную Нину (280–335). Здесь родились и творили Великие Каппадокийцы – празднуемые в соборе Трех Святителей Василий Великий (330–379) и Григорий Богослов (329–390); Григорий Нисский (335-394), и Амфилохий Иконийский (340-304).
В 1071 году, после битвы при Манцикерте, Константинопольская Империя навсегда утратила эти территории. В наши дни о христианстве здесь напоминают древние фрески в пещерах. Их ослепшие, ибо выколотые завоевателями глаза – умоляют не забывать о славном живом прошлом Христианской Каппадокии. 
Это великая Карфагенская Церковь. Церковь, давшая миру несравненное, потрясающее, великое, стройное богословие. Подарившая Вселенной славного непреклонного апологета Тертуллиана (160-240); стойкого мученика епископа Киприана (200-258); написавшего более всех Отцов Церкви святителя Августина (354-430); борца с арианством вандальских королей Фульгенция Руспийского (462-533); богослова и епископа Факунда Гермианского (570), который в своей полемике против вмешательства власти в дела Церкви не убоялся самого Императора Великого Юстиниана (482-565).
Августина справедливо называют Учителем Благодати и Отцом Христианского Запада. Без карфагенского богословия христианская Европа была бы совершенно, неузнаваемо другой.
Карфагенская Церковь … погибла после 698 года, когда арабскими завоевателями был полностью разрушен Карфаген. 
«Недостанет нам времени» (ср.Евр.11,32), чтобы и сказать и о Сирийской Церкви Востока, епархии которой простирались до самого Китая … Великим сыном этой Церкви был преподобный Исаак Сирин (640–700), память которого, судьбами промысла, Церковь празднует накануне Собор Трех Святителей.
Исаак родился на территории современного Катара и был Епископом Ниневии. По свидетельству дошедших до нас писаний, сердце его милосердовало даже о демонах, а сам он полностью ослеп от обильного плача. Именно Исаака цитирует старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
Величие Ассирийской Церкви было обрушено нашествием Тамерлана (1336–1405).
Многие и многие дивные, великие города христианских апостольских кафедр, целые Церкви, ушедшие в небытие. Но подобно таинственной Жене Апокалипсиса, и ее Чаду, Господь, через проповедь Евангелия и благой помысел Своего Предопределения о спасении народов воздвигал новые Церкви.
Господь говорил в сердцах равноапостольных правителей. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19). В 988 году крестилась Русь. Так сохранялось преемство веры и Апостольского Предания там, где прежде христианства не было. Так исполнялась заповедь Господа Иисуса о проповеди Евангелия даже до концов земли.