Августин Соколовски
7 февраля Церковь чтит память святителя Григория Богослова (325-389).
Святой был теологом, философом, боговидцем, толкователем Писаний и поэтом. Его богословские призрения были поистине пророческими. Григорий один из величайших Отцов и Учителей Церкви в истории православного христианства.
Подобно Василию Великому (330-379) и Григорию Нисскому (335-395), Григорий входит в собор тех, кого богословие именует ‘великими каппадокийцами’. Они жили и творили в Каппадокии. Отсюда это общее наименование.
Григорий был поставлен во епископа своим другом Василием Великим. С 370 года Василий был архиепископом Кесарии Каппадокийской.
Территория и значение Каппадокии были огромными. Напомним, что Константинопольская кафедра тогда была простой подчиненной епархией. Константинопольский иерарх получил статус архиепископа и патриарха на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451.
Поэтому Василий Кесарийский, по сути, был главой отдельной поместной Церкви. В его юрисдикции находилось около пятидесяти архиереев. Но Василий не искал ни первенства ни славы. Его главной заботой было попечение о церквях (1 Кор.12,23).
Василий был убежден, что епископат должных был быть безупречным, образованным, убежденно православным. В те времена в Церкви свирепствовала ересь арианство. Ее поддерживали даже Императоры. На стороне ариан на Востоке было большинство епископата.
Для того, чтобы поставить Григория Василий и создал новую епископскую кафедру в Сасимах. Это было одно из местечек, где тогда находилась пересыльная тюрьма. Из любви к Православной Вере Григорий первоначально согласился со своим избранием. Но затем прибыл на место служения, и решил отказаться. Место показалось ему несовместимым с благовестием, а создание епархии в нем бесцельным. К слову, так сам он писал в своих творениях.
Не совершив ни одного священнодействия, он вернулся назад к своему родному отцу в епархию города Низианз. Поэтому в месяцесловах он также именуется ‘Назианзином’.
Впоследствии именно это ‘поспешное’ рукоположение не дало Григорию возможности стать епископом Константинополя. Ведь по древним канонам епископ не мог переходить с кафедры на кафедру.
В новой столице он служил, проповедовал и, в полемике с еретиками арианами, в итоге отстоял Православие. Именно за потрясающую глубину своих проповедей о троичности Бога на православном востоке он был назван ‘Богословом’.
Пример Григория учит нас тому, что святость - это труд и подвиг. Словами Виктора Цоя, это - ‘между землей и небом война’. Война, которую человек обязан проиграть, чтобы победить силой благодати.
Ибо благодать есть коммуникация между землей и небом от Бога. Потому и святость имеет богочеловеческий характер. Синергия, или, по-современному, сотрудничество человека и Бога, и, одновременно, Бога и человека.
Святые много ошибались, но ради Бога и ближнего, они почти всегда, преодолевали себя. То, что они не преодолели, Методом Благодати, совершал Сам Бог. Таков пример Григория, ‚его Константинополь’.
И, наконец, сам Отец Церкви, Богослов Григорий, делом и словом, всей жизнью своей, учил Церковь любить, ценить, беречь и защищать богословие. Ибо подлинное богословие - бесценно для Церкви и сродни молитве. Кто учит богословие - взывает к Богу о помощи день и ночь (ср.Лк.18,7). Приобщается слову от Слова. Чтобы в слове ближним передать слова от Бога - ‘Поэта Неба и Земли’.