Публикации

Святая Анфиса Римская

Августин Соколовски 

Сегодня, в зимнее солнцестояние, 21 декабря, когда день - самый короткий в году, а ночь - самая продолжительная, Странствующая в истории Церковь напоминает себе слова Апостола Павла к Римоянам: ‘Ночь прошла, а день приблизился’ (Рим.13,12). Одновременно, она празднует память святой мученицы Анфисы Римской. 

Святая была ученицей святителя Амвросия Медиоланского. Миланский епископ крестил Анфису, после чего она, будучи царского происхождения, продолжила свою жизнь при дворе. Тогда в правящих элитах западной части Империи, особенно в Милане, было немало еретиков-ариан. О житии Анфисы не сохранилось никаких дополнительных сведений. Известно только то, что за исповедание православной веры она была убита. Днем же ее памяти Церковь выбрала день, следующий за празднованием в честь самого Амвросия, память которого 20 декабря. 

В этом отсутствии каких-либо сведений о конкретных обстоятельствах и даже датах жизни мученицы символически раскрывается то основание, ради которого святые Древней Церкви пренебрегали самой жизнью в готовности пострадать за веру во Христа. Это убеждение в том, что время скоро закончится. 

Хронологическое время скоро завершится, а Время Мессианское, которым уже живет Церковь, стремится стремительно, но не старит. Не умерщвляет, но ‘скачет в жизнь вечную’, как Воды Крещения. 

День Второго Пришествия Христова приблизился. Говоря словами Апокалипсиса, или, лучше самого Господа Иисуса Христа: ‘Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего’ (Апок.3,11). 

Вера во Второе Пришествие Христово является догматом. Ежедневно она провозглашается в Символе Веры словами: «Верую во Единого Господа Иисуса Христа. Вновь Грядущего со славой, судить живых и мертвых. Его же Царству не будет конца». Будучи догматом, Ожидание Господня Пришествия обязательно для каждого верующего. 

Согласно Евангелию, в ответ на просьбу учеников ‘научить нас молиться’ (Лк.11,1), Господь Иисус произнёс молитву ‘Отче наш’. Эта молитва молитв, призывание Бога как Небесного Отца, одновременно является прошением и исповеданием веры. Каждое ее слово содержит догматическую истину, о которой нужно размышлять. ‘Закон молитвы - закон веры’, - так звучало аксиома об этом в устах Святых Отцов. ‘Да придёт Царствие Твоё - исповедание, молитва и … требование’. Удивительно, но молитвы произносятся в повелительном наклонении. Церковь просит у Бога ускорить Пришествие Христово. 

Ожидание Второго Пришествия Христова помещает нас, Церковь, как общество верующих, в период между двумя Пришествиями: нашим земным Рождеством, как воспоминанием Пришествия в Мир Бога, и тем великим Пришествием Господа, которое, окончательно и бесповоротно, станет Рождением нас и нового неба и новой земли в Боге, которое имеет вскоре произойти. 

Христос Мессия вернется во славе со всеми святыми. Господь воскресит всякого человека, когда-либо жившего от создания Вселенной. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (1 Кор.15;53-54).

Для правильного, православного, ортодоксального понимания святости особенно важно осознавать, что святые – это не только и не столько помогающие нам заступники, пребывающие в Церкви после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса, Единого Единственного Великого Свидетеля (Апок.3,14), то есть дословно с греческого, Мученика и Святого, но и предшественники Его Второго Славного Пришествия. 

Как об этом таинственно говорится в Евангелии от Матфея: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святой Град и явились многим» (Мф.27;51-53). 

Такой воскресшей, вышедшей из гробов «Предвестницей Пришествия Христова» сделалась для Святого Града Божия - Церкви и Вселенной - мученица Анфиса Римская, ученица Амвросия. Вместе с ними, ‘двумя светильниками, стоящими пред Богом’ ср.Апок.11,4), обращаются верные в молитве приблизить Пришествие и прекратить ночь.