Августин Соколовски
Великий праведник недавнего времени святитель Иоанн Шанхайский (1896-1866) особенно заботился о возрождении почитания древних православных святых христианского запада. Имя святого Сатурнина, вместе с иными древними святыми было внесено в богослужебный календарь в марте 2017 года решением Священного Синода Русской Церкви. Между волей святого Иоанна и дополнением календаря есть связь. Ведь с момента его служения в православной диаспоре велась работа по изучению житий святых, православных мучеников, преподобных и святителей древности, некогда не вошедших в календарь. Память святого Сатурнина в Православной Церкви ныне празднуется 12 декабря (29 ноября).
Согласно житию, святой Сатурнин пострадал за Христа в жестокое гонение императора Декия (249-251). Он был странствующим епископом, то есть, по апостольской традиции, переходил с места на место для благовестия, и ни к какому постоянному месту себя не привязывал. Это было связано с тем, что в местах его проповеди, на юге Галлии, тогда не было каких-либо сложившихся христианских общин. Там, где не было христиан, не было и гонений, поэтому Сатурнин вполне мог бы укрыться от начатого в Римской Империи централизованного преследования. Однако он продолжил проповедовать. Житие говорит, что однажды он стал свидетелем языческого волхвования в идольском капище. При его появлении идолы замолчали. Тогда гнев толпы обрушился на святого. Его привязали к быку и так обрекли на мучения. Cуть христианского свидетельства Сатурнина раскрылась в исповедании веры в Единого Бога перед лицом идолопоклонства и готовности, подобно Господу Иисусу в Евангелии, добровольно пострадать, не убегая от смерти. В Евангелии эта добровольность Самого Господа была явлена в учредительных словах Тайной Вечери. Страдание святого Сатурнина. произошло в регионе древней французской митрополии Тулузы. Предание именует мученика первым епископом города.
Подобно святому Дионисию Парижскому, Иринею Лионскому, Виктору Марсельскому и другим древним святым, мученик Сатурнин был одним из тех, благодаря проповеди которых прежде языческая Римская Империя, даже в отдаленных своих регионах, веровала во Христа. Так, что уже в IV веке царь Константин Великий (+337) дерзнул провозгласить христианство официальным исповеданием Империи. Христиан тогда было не более десяти процентов, но они были повсюду. Этапами этого провозглашения были: Миланский эдикт (313); Вселенский Собор в Никее (325) и основание Константинополя (330). Возрождение Иерусалима, как библейского и христианского города стало важным этапом на этом пути, когда в 335 году был освящен храм Воскресения Христова.
Идея христианской православной Империи была впоследствии воспринята православными государствами, семью которых долгое время возглавляла Российская Империя. В своей идейной части она также опиралась на идею православной римской государственности, олицетворением которой стал девиз: «Москва — Третий Рим». Так, благодаря истинной вере, между древними святыми и нами рождалось преемство предания. Но вере это не «архивирование архива», не просто славное наследие. Пример святого Сатурнина учит нас хранить и возвещать Православие, и, главное, не укрывать это спасительное сокровище от других.