Августин Соколовски
Предстоящее Отдание Богоявления знаменует собой приближение благословенного Великопостного Времени. По многовековой православной традиции ежедневная литургия в храмах не совершается. Евхаристия до Пасхи как бы уступает место таинствам покаяния и елеосвящения. Топосом таинства вина, и елея по преимуществу становится Великий Пост.
В Книге Апокалипсис Иоанн видит людей, облеченных в белые одежды. «Они пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр.7,14). При чтении Писания очень важно задумываться над смыслом слов. Особенно тех, смысл которых превосходит всякое человеческое понимание.
Одежды в Писании символизируют праведность. Они же символизируют грех. Всякий человек грешен. А потому и одежды человека не чисты. Но будучи погружены в Кровь Христову они становятся белы. Кровь Христова, которая очищает. Приобщение таинствам – исцеляет.
Таинство Соборования изначально было предназначено Церковью для молитвы за тяжело больных. Об этом повествует Апостол Иаков в своем Послании. Именно оно содержит в себе главное библейское обоснование таинства. Оно же обязательно читается во время его совершения. Об елеосвящении говорят всего две строки. Но именно они определили на все будущие времена жизнь Церкви.
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5,14). Очевидно, что Апостол имеет в виду тяжело больных людей. «Пусть позовет пресвитеров», а не сам придет к ним.
Именно такой подход превалировал при совершении таинства соборования еще в недавнем прошлом. Соборование было фактически однократным таинством. Совершалось над теми, кто был тяжко болен и готовился к переходу в иной мир.
Однако, в Послании Иакова есть и следующая, посвященная елеосвящению строка. «Молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и, если он совершил грехи, простятся ему» (15). Это означает, что, как и всякое таинство, соборование направляет человека жизни и свету.
Существует стереотипное убеждение, согласно которому страдание облагораживает человека. Делает лучше, смиренней, добрей. Подобным образом, старость якобы прибавляет человеку добродушия и радушия. Ничего подобного!
Чем более человек болеет, тем он злее. Чем старше человек, тем более его привычки становятся закоренелыми. Взгляд на мир самоуверенней. Ошибки не учат, но злят. Старый человек, если не родной, весьма сложен в общении.
Современная практика совершения таинства елеосвящения подчеркивает эту сторону человека. Она направлена на то, чтобы предварить погружение человека в пучину страдания. Принести ему помощь, молитву, прощение и исцеление, прежде чем он будет повержен. Как об этом пишет Экклезиаст: "Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!" (Эккл.12,1). Возраст дан нам для того, чтобы научиться прощаться. Именно эту сторону в словах Экклезиаста подчеркивал в своем толковании на эту библейскую книгу святой Иероним (347–420).
В наши дни соборование совершается над всеми. Совершается всегда. В конечном итоге этому вторит и знание медицины. Ведь болезнь может быть невидимой. Подобно демонам, как о них говорится в Триоди, не есть и не пить. Быть гораздо страшнее, не подлежать исцелению. В древности такое знание не было известно. Механика болезни, рождения и смерти не была ясна. Это часто определяло практику преподавания таинств.
В этом смысле, пророческими были голоса некоторых из Отцов Церкви. Так, рассуждая о смертности в своем труде «О Граде Божьем» святитель Августин (354–430) писал так: "Ты утверждаешь, будто смертен, но ошибаешься. Ибо ты уже мертв. Смерть уже поселилась в тебе во Адаме".
«Жить значит умирать», - как пела Металлика.
Важной составляющей сути соборования является прощение грехов. Об этом пишет сам Апостол Иаков: «Если он совершил грехи, простятся ему». Говорит он о больном. Слова эти применимы к каждому. Ведь как нет человека без греха, так нет человека здорового. Об этом последнем аспекте бытия человека древность не знала.
Принято говорить о том, что соборование дарует прощение забытых грехов. Когда об этом говорится на проповеди и в душеполезных поучениях, часто отсутствует необходимое истолкование. Прощение забытых грехов – это не способ утаить, или обойтись без раскаяния.
Понимание прощения забытых грехов приходит через осознание причинно-следственных связей. В грехе и болезни есть особая каузальность. Но причины и последствия процессов не ясны для нас. Недоступны человеку. Молитвы о прощении часто именуют это незнание «неведением».
В человеке живет нечто, постоянно его разрушающее. Словами названия одного из фильмов - «кожа, в которой я живу» - вредит нам самим, и, главное, окружающим. Во Адаме в человеке поселилась смерть.
Смерть была повержена только Иисусом Христом. Изгнанная из сердца человеческого крещением, смерть все равно продолжает жить и действовать. Напомним, что согласно учению Церкви, человек не может быть безгрешным. Грех – это признак жизни. Грехи – это руки смерти.
Мертвое в человеке, старящее его, делающее его злым, больным, деструктивным может быть и следствием разных причин. Следствием конкретных личных грехов. Однако, уловить в этом причинно-следственные связи не удается почти никогда. Человек не способен посмотреть на себя глазами Бога.
В таинстве соборования Церковь просит простить своих верных. Библейское прощение – не снятие лишнего веса. Не облегчение совести. Не пресловутое «прощать прощаю, а мнение имею». Не прощение сильного слабому.
Библейское прощение – прощение во Иисусе Христе.
Дар Господа Иисуса. Дар сообщения. Благодати как коммуникации. Дар усвоения Себе наших страданий. Метод благодати делать их Своими для Распятого на Кресте Бога. Взгляд на Крест Господень помогает приблизиться к пониманию этого.
Распятый на Кресте Господь распят не просто так. Он распят за грех. За наш грех. Сам же Он был безгрешен. «Он не сделал никакого греха; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет.2;22,24).
Грех не привлекателен. Он вреден, опасен и смертоносен. Несет проклятие и проклят. Бог Библии ненавидит грех. Никак не приемлет. «Ад и смерть были повержены в озеро огненное», - как пишет Апокалипсис (Откр.20,14).
Бог Библии стремиться уничтожить грех. Одновременно, уничтожение греха и есть ад, проклятие и смерть, которые от Адама, стали участью человека и человечества. Заслуженным достоянием. Наследием и наследством. Заветом Ветхого Человека Адама.
«Но всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы судьбы Его», - восклицает Павел в своем самом авторитетном Послании (Рим.11;32-33).
Господь Распятый – распят за нас. В ранах, в крови, Прибитый к Древу Господь, проклятый, мертвый. Он поменялся с нами местами. При взгляде на Крест нужно понимать, что на месте Господа должен был бы быть …я. Должен был бы быть … ты. Должен был бы быть … человек. Каждый.
Иисус, Сын Божий, святой, безгрешный, благословенный, свободный устроил все таким образом, что Все Свое, принадлежавшее Ему – Совокупность Блаженства Благословений – отдал нам всецело. Как говорило древнее богословие: «Он взял Себе все наше, но не оставил Себе ничего; и отдал нам Все Свое!». Эти благословенные истины нашей православной веры необходимо напоминать себе все время. Это суть Нового Завета. Основа всего душеполезного и всякого богословия. Матрица всех заключений.
«Знайте, что вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой», - пишет Павел (1 Кор.6;19-20). Духовной жизни свойственна особая диалектика благословения и страха. Получая прощение и исцеление в таинстве елеосвящения важно помнить о необходимости хранить благословение.
Таинством таинств является Евхаристия. Из нее произрастает всякое таинство и всякое священнодействие. От омовения Кровью Христовой становятся белоснежными одежды души и тела.
Христос призывает к приобщению Себе словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф.26;27-28). Это приглашение к Ребру Спасения, из которого Христос, Новый Адам, Евхаристией созидает Себе Церковь, Свое Тело.
Но Писание говорит о том, что спасаются не все. Поэтому внимание себе необходимо. Согрешать не трудно. Легко – в таинствах – обретать спасение. Но не бесконечно человеческое время. Время – пространство прощания.
«Ибо это есть Кровь Моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,28). Изливаемая за многих, не за всех. Необходимо опасаться не оказаться в благословенном спасенном числе. Посему следует дать благодати действовать в обретенном ей для пребывания доме сердца изо дня в день.
Просить постоянства в добре. Оно есть Cвобода Христова. Освобождение во Иисусе Христе.