Знание о Боге складывается из богословия и домостроительства. Именно так, на теологию и экономику, или, в устаревшей транслитерации, икономию, Древняя Церковь подразделяла знание о Боге. В рамках этой логики богословие — это то, чем Бог является Сам в Себе. Отец, Сын, и Святой Дух. Даже если бы мир не был сотворен, Бог всегда был бы и всегда оставался, пребывая, Самим Собой. Единый Единственный Бог. Христианство всегда было, есть и будет исповеданием строжайшего монотеизма. «Верую во Единого Бога», -
Домостроительство же есть Божественная Экономика, то есть, осуществление Его спасительного замысла по отношению к сотворенному из небытия миру, а главное, искупительное дело Божие, спасение любимого своего создания, имя которому - человек. Искупление и спасение, возведение человека из пропасти погибели, избавление от греха, проклятия и смерти. Грех – это потерянная слава, а потому избавление от греха становится для человека введением его во славу Господа Иисуса.
Согласно Символу Веры, начало домостроительной тайны полагается Воплощением Бога. «Верую во Единого Господа Иисуса … воплотившегося от Святого Духа и Марии Девы. Бог входит в Историю, и, согласно библейским текстам, местом соприкосновения, топосом, или порогом Пришествия Господа, становится Богородица.
В течение года, поэтически именуемого в богослужебных текстах., Летом Господним, Церковь многократно совершает торжества в честь Матери Иисуса (ср.Деян.1,14). Все они так или иначе связаны с божественной экономикой спасения: Зачатие Девы Иоакимом и Анной, Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение, Сретение. Все эти праздники, так или иначе, относятся к домостроительной тайне спасения. Они напрямую соединены с Земной Жизнью Господа Иисуса, и направлены на исполнение Дела Божия в Крестной Смерти и Воскресении. А как же Успение?
Парадоксальным образом получается, что Успение – единственный богородичный праздник, более не имеющий отношения к домостроительству, поскольку последнее уже завершено. Крест, Гроб, Воскресение, Одесную Сидение, Второе и Славное вновь Пришествие, - как об этом говорится в Евхаристической Молитве Церкви, уже, раз и навсегда, вписаны в историю спасения Вселенной. По логике линеарного догматического мышления Успение как бы выносится «за скобки домостроительства».
Но Бог судил иначе. И эта подготовленная Им инаковость Истины об Успении напрямую связана как с человеческим существованием, так и с догматом Второго Пришествия, который, хотя и упоминается в литургии в прошедшем времени, еще не свершился. В этом смысле правы экзегеты прошлого столетия, говорившие о том, что истина о Втором Пришествии – это единственный догмат, который следует логике одновременного исполнения «уже и еще нет».
В отличие от всех других богородичных праздников, в Событии Успения Церковь, как Общество Верующих, преимущественно делается современницей Пресвятой Девы. Чтобы осознать эту современность её нам в литургической молитве Церкви, необходимо обратиться к евхаристическому канону.
«Ещё приносим Тебе это словесное, или, лучше, разумное служение за всех в вере почивших: праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников (!), евангелистов, мучеников, исповедников, воздержников и о всяком духе праведном, в вере скончавшемся. Изрядно же - то есть, преимущественно, особенно, во-первых - о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
Из этих слов, произносимых Общиной устами священника после Преложения Даров становится очевидным, что в поминовении литургии, объединяющих всех живущих – живых Пред Престолом Бога и живых здесь пред Престолом Храма – отражается мировосприятие современников Пресвятой Девы. Тех, кто, будучи непосредственно связан с Апостольским Кругом, или с первыми поколениями апостольских учеников, еще помнили Пресвятую Деву, Матерь Иисуса, живущей здесь на земле. Для этих первых, святых людей - христиан в подлинном смысле этого слова - принципиально не существовало отличия между теми, кто еще предстоит Богу в молитве Евхаристии, и теми, кто, как Пресвятая Дева, Пророки, Апостолы, Мученики, и все Бесконечное Облако Свидетелей (Евр.12,1), ходатайствуют пред Богом в общении святых. Тексты, по смыслу своему восходящие к современникам Пресвятой Девы, достойны восприятия со вниманием, страхом и трепетом. Будучи живыми Словами Экклезии – Собрания Церкви - они вбирают нас в число Современников Бога Духом Святым.
В наше постмодерное время в светском, профанном, словоупотреблении нередко слышится, что смерть — это тайна. Своеобразным аналогом этого в церковном и богословском словоупотреблении становится словосочетание «таинство смерти». В этих кажущихся столь современными и безупречными словосочетаниях есть нечто в корне противоречащее самому понятию о таинстве. Ведь всякое таинство – жизнь. А жизнь человека есть таинство по преимуществу. Таинство Человеческой Жизни с ее радостями и печалями, с ее улыбками и обидами, с ее рукопожатиями и объятиями. Великое таинство человеческого дыхания. Благоговение перед жизнью. «Спасибо за то, что живой», - как в названии одного современного фильма.
Смерть же – это упразднение таинства.
Согласно православной догматике, Божия Матерь, которую Церковь прославляет, как Честнейшую Херувимов и Славнейшую без Сравнения Серафимов, тем не менее, должна была умереть. И в этом – великая и непостижимая трагичность правды об Успении Матери Иисуса. Становясь современниками апостольской общины, а значит, умирающей Пресвятой Девы, Церковь всматривается в это упразднение Таинства Жизни Той, что дала жизнь Жизни Мира.
В литургической молитве Общине даровано бывает стать современницей Апостолов. Так ей дается понимание того, как воспринимали ее те, кто Ее видел и знал. Для неверующих Она была матерью, потерявшей единственного сына. Вдовой. Для апостольского круга и верных, Мария, Мать Иисуса, была Породившей Жизнь первой Свидетельницей Воскресения. Той, кто всегда жила в Присутствии Сына.
Писание называет Господа Единородным Сыном Отца (Ин.1,18). Но иногде получается, что привычные нам слова нередко становятся нейтрализаторами смысла. Ведь Единородный значит Первый и Единственный. Господь Иисус был единственным Сыном Отца. Он был и единственным Сыном Марии. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Выражаясь человеческим языком, а подлинная библейская религиозность никогда не была против таких антропоморфизмов, Писание говорит о Боге, Который отдал Своего Единородного Сына.
Бог на Кресте, отдал, даровал миру, утратил Своего Единородного Сына. Мария молча проводила Своего Единственного Сына на Крест. Бог восставил Иисуса из мертвых. Согласно Преданию, именно Марии первым явился Воскресший Господь. Мария жила явлением Воскресшего Мессии Спасителя. Так в тайне богородичного догмата раскрывается скорбная, и, благодаря Воскресению, одновременно, радостная общность Человека и Бога, как вместе в горести и счастье, как возвещаемый Апокалипсисом небесный брак (Апок.19,7).
Апостольская Община ждала Возвращения Господа Иисуса, жила Его Вторым Пришествием. Непосредственно переживала Его приближение так, как если бы Он уже постучался в дверь, стоял за порогом, неумолимо шел навстречу миру, истории и Своей Церкви. Апостолы ожидали Пришествия Господа Иисуса реально и непосредственно. Быть может, именно в этом «слишком сильном», великом и удивительном, ожидании кроется причина того, почему в Писании и Предании столь мало было записано и сказано об обстоятельствах земной жизни Пресвятой Богородицы. Так проявлялась кажущаяся неважность не связанных с проповедью и провозвестием Пришествия обстоятельств. Господь приближался и Община, вместе с Марией, провозглашала: «Господь наш грядет, Маран Афа!»
В символике События Успения многое становится очевидным: детская душа Марии - в руках Господа; тело - уже Воскрешенное Им – в Царстве Бога и Отца. Так в Марии и ее Успении является Великая Тайна о том, что ожидает человека.
Тайна, не замеченная богословием, заключается в том, что Завершение Домостроительства – в иной, человеческой, жизненной перспективе – содержится в Тайне Успения. Таинство жизни для тех, кто нас покинул, таинство жизни для нас.
Господь воскресил Пресвятую Деву, уже приближаясь в Пришествии. Успение означает, что Иисус возвращается и уже вступил на порог.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski